Признаки олигофрении у новорожденных

Содержание:

  • Описание
  • Причины
  • Симптомы
  • Виды
  • Диагностика
  • Лечение
  • Уход за больными
  • Прогнозы
  • Профилактика

Если в ходе эмбрионального и внутриутробного развития структуры головного мозга у плода были необратимо повреждены, интеллектуальной недоразвитости и различных психических проблем в дальнейшем не избежать. Связанные с этим болезненные состояния называются слабоумием и препятствуют нормальной адаптации в окружающем мире.

На сегодняшний день олигофрения у детей — нередкий диагноз и составляет около 3% от всех случаев. Стоит ли его пугаться? Для разрешения этого вопроса сначала нужно разобраться, что это такое и возможно ли избавиться от данной патологии.


Оглавление [Показать]

Описание

Медицина определяет данное заболевание следующим образом: олигофрения — это врождённая (чаще всего) или приобретённая умственная задержка, неполноценное развитие психики. Она проявляется нарушением интеллекта, вызвана патологиями головного мозга и ведёт к социальной дезадаптации. У детей с таким диагнозом страдает не только разум, но и эмоции, воля, речь, моторика.

Несмотря на то, что термин «олигофрения» употребляют как синоним умственной отсталости, последнее понятие гораздо шире. УО включает в себя не только задержку в развитии психики, которая вызвана органическими патологиями, но и социально-педагогическую запущенность.

Необходимо также иметь в виду отличие олигофрении от деменции — приобретённого слабоумия:

  • при деменции структуры мозга у ребёнка формируются нормально и психика достигает какого-то уровня развития до определённого момента, а нарушения интеллекта обнаруживают себя позднее, под влиянием внешних факторов; при олигофрении все эти показатели изначально не могут развиваться нормально;
  • олигофрения не прогрессирует, уровень УО остаётся прежним; при деменции интеллектуальный дефект со временем обычно увеличивается;
  • деменция наделяет познавательные функции неравномерностью: некоторые из них ярко нарушены, а другие остаются в норме; при олигофрении все функции (речь, восприятие, моторика, мышление, память, эмоции) у ребёнка недоразвиты одинаковы.

Ещё один очень важный вопрос — передаётся ли олигофрения по наследству — волнует многих родителей, страдающих от этого заболевания в той или иной степени. Если форма приобретённая, то бояться нечего: малыш будет здоровым. Если врождённая, есть риск появления на свет умственно отсталого, но он не 100%-ный. Учёные сейчас изучают данную проблему более детально, чтобы в будущем как можно точнее высчитывать шансы на рождение больных детей. Ну а чтобы их снизить, нужно знать точные причины возникновения УО.

Происхождение названия. Медицинский термин «олигофрения» восходит к двум греческим словам: «oligos», что значит «малый» и «phrēn» — переводится как «ум».

Причины

В психиатрии причины олигофрении делят на несколько групп.

Наследственные факторы

Наследственные причины детской олигофрении составляют 70% всех патологий. К ним относятся хромосомные нарушения и генные аномалии:

  • синдром Дауна (лишняя хромосома № 21);
  • синдром Патау (лишняя хромосома № 13);
  • синдром фрагильной хромосомы (диагноз Х-сцепленного слабоумия у мальчиков, синдрома Ретта у девочек);
  • синдром Вольфа-Хиршхорна (аномалия хромосомы 4p);
  • синдром кошачьего крика (патология хромосомы 5p);
  • синдром Альфи (проблемы с хромосомой 9p);
  • синдром Прадера-Вилли (дефект хромосомы 15р).

Все эти синдромы характеризуются ярко выраженной олигофренией у детей. Структуры головного мозга повреждаются вследствие хромосомных дефектов. К этой же группе относятся наследственные расстройства метаболизма:

  • неонатальный тиреотоксикоз — дефицит йода;
  • фенилпировиноградная олигофрения — нарушенный обмен фенилаланина (незаменимой аминокислоты);
  • гипераргининемия — недостаточность фермента, расщепляющего аргинин;
  • нейрональный цероид-липофусциноз — дефицит трипептидил пептидазы (лизосомального фермента).

Это наследственные формы олигофрении, о которых родители должны знать и иметь в виду, что они могут передать их своим детям.

Антенатальные причины

Антенатальными причинами олигофрении называют патогенные факторы, которые негативно воздействуют на плод во время его внутриутробного развития. Это могут быть:

  • хроническая внутриутробная гипоксия;
  • плацентарная недостаточность;
  • инфекции, перенесённые женщиной во время беременности: сифилис, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус;
  • рубеолярная олигофрения — следствие краснухи, которой переболела мать, вынашивая малыша;
  • токсическое отравление свинцом, парами ртути, пестицидами, фенолом;
  • алкоголизм;
  • лекарственные средства: антибиотики, аспирин, варфарин, изотретиноин;
  • радиация;
  • преждевременные роды;
  • преэклампсия.

Чтобы снизить риск рождения ребёнка, больного олигофренией, женщине следует поберечь себя и своё здоровье в период беременности, так как группа антенатальных причин УО достаточно обширна.

Постнатальные факторы

Нередко олигофрения становится следствием факторов, которые случаются во время родов или на протяжении первых двух лет жизни ребёнка. Они носят название постнатальных причин. К ним относятся:

  • острая асфиксия на момент родов;
  • родовая черепно-мозговая травма у ребёнка при наложении щипцов или применения вакуум-экстрактора;
  • иммунная несовместимость матери и ребёнка по резус-фактору;
  • бактериально-вирусное поражение головного мозга при менингите или энцефалите;
  • опухоли и травмы черепа;
  • тяжёлое течение скарлатины, кори, перенесённых до 3 лет.

Таковы причины возникновения олигофрении, известные медикам. Если наследственные предупредить практически невозможно, то антенатальные и постнатальные факторы во многом зависят от образа жизни и здоровья матери во время беременности, течения родов и инфекций первых двух лет жизни малыша. Зная об этом, молодые родители должны сделать всё, чтобы не допустить такого течения событий. А если это всё-таки случилось, необходимо своевременно распознать болезнь и сделать всё, чтобы облегчить состояние ребёнка.

Синонимия. У олигофрении много других названий — малоумие, слабоумие, умственная отсталость, олигопсихия.

Симптомы

Клиническая картина олигофрении у ребёнка тесно взаимосвязана с расстройствами его психики. Она включает в себя нарушения речи, сознательной деятельности, эмоций, познания и обобщения. Характерные симптомы проявляют себя в разные периоды жизни.

У новорождённых:

  • ненормальное строение головы, лица, тела;
  • патологии внутренних органов;
  • признаки фенилкетонурии: кислый запах от мочи и самого новорождённого, бледность кожи, неестественно светло-голубой цвет глаз, вялость, судороги, отсутствие элементарных реакций, мышечная слабость;

До года:

  • недержание головы;
  • отсутствие предречевого лепета;
  • неумение сидеть, ползать, вставать.

У дошкольников:

  • отставание в физическом развитии;
  • расстройства моторики;
  • поздняя и несвязная речь;
  • неустойчивость внимания;
  • эмоциональная нестабильность;
  • расстройства поведения;
  • низкая способность к освоению простейших действий по самообслуживанию (завязать шнурки, почистить зубы, одеться и т. д.).

В школьном возрасте:

  • невозможность усвоить обычный курс школьной программы;
  • низкий интеллектуальный уровень IQ;
  • нарушение или полное отсутствие абстрактного мышления;
  • всесторонняя задержка психического развития: интеллекта, памяти, речи, эмоциональной и двигательной сфер, волевых аспектов, способностей к восприятию, концентрации внимания, мышления;
  • скудная, безграмотная речь;
  • рассеянное внимание;
  • отсутствие инициативности;
  • слабая память;
  • неспособность ориентироваться в простейших ситуациях: купить что-то в магазине, одеться по погоде и т. д.;
  • лёгкая внушаемость;
  • неспособность к адекватным решениям;
  • задержка физического развития.

Обнаруженные в раннем возрасте (до года) признаки олигофрении свидетельствуют о тяжёлой форме заболевания. Более лёгкие степени проявляют себя гораздо позже и практически незаметны у грудничков. Так что клиническая картина во многом будет определяться типом заболевания.

Данные статистики. Как утверждают медики, олигофрены на сегодняшний день составляют не более 3% от населения земного шара.

Виды

Существует не одна классификация олигофрении, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Традиционная (по степени выраженности)

До недавнего времени медики различали следующие формы заболевания:

  • олигофрения в стадии дебильности, характеризуется слабо выраженной клинической картиной;
  • олигофрения в степени имбецильности, отличается уже более ярко выраженными и заметными симптомами заболевания;
  • идиотия — крайне выраженная степень.

Однако в последнее время в детской психиатрии всё чаще пользуются иной классификацией, в которой олигофрения распределяется по степени тяжести на основании уровня IQ.

По МКБ-10

Международная классификация болезней десятого пересмотра была проведена в 1989 году. Согласно ей, стадии олигофрении определяются следующим образом.

  • I степень

Это лёгкая степень, соответствует дебильности по предыдущей классификации. IQ = 50-69. У детей наблюдаются физическая неразвитость, плохая память, проблемы с логическим и абстрактным мышлением, неустойчивость внимания, трудности при осуществлении определённых целенаправленных действий, расстройства поведения, эмоциональная нестабильность, большая внушаемость. Диагностируется преимущественно в школьном возрасте.

  • II степень

Это средняя степень, умеренная, незначительно выраженная имбецильность. IQ = 35-50. Отмечаются минимальное самостоятельное мышление, расстройства сна и аппетита, быстрая усталость, раздражительность, отставания в развитии становятся заметными уже в раннем возрасте. Такие дети владеют скудным словарным запасом. Наблюдаются нарушения мелкой моторики, низкая способность к освоению простейших действий.

  • III степень

Это тяжёлая степень, значительно выраженная имбецильность. IQ = 20-35. Клиническая картина практически такая же, как у предыдущей формы заболевания, но все нарушения проявляются более ярко.

  • IV степень

Это глубокая степень, соответствует идиотии. IQ = меньше 20. Сопровождается отсутствием мыслительных способностей и речи. Диагностируется при рождении или сразу после него. Так как имеют место значительные повреждения ЦНС, такие дети не реагируют на внешние раздражители, не воспринимают речь, не узнают родителей, не испытывают и не выражают эмоции (отсутствует мимика), не координируют движения, не осязают предметы, не чувствуют вкуса, запаха и даже боли. Характерный симптом — многократное механическое повторение одного движения или состояние полной неподвижности на длительный промежуток времени.

Сейчас в большинстве медицинских учреждений диагноз олигофрения ставится детям именно в соответствии с этой классификацией.

Классификация Певзнер

М. С. Певзнер на основе клинических и психолого-педагогических исследований смогла определить структуру дефектов при олигофрении и разработать подробную классификацию. Это качественная типология состояний, выходящая на систему коррекционно-воспитательных и медицинских мероприятий. В 70-х годах XX века учёная выделила следующие виды олигофрении:

  • неосложнённая;
  • сопровождающаяся нарушениями нейродинамики;
  • с нарушениями анализаторов;
  • осложнённая олигофрения с психопатическими формами поведения;
  • с ярко выраженной лобной (умственной) недостаточностью.

Наибольшего внимания со стороны медиков и родителей требуют последние 4, осложнённые формы олигофрении, так как их симптомы наиболее ярко выражены и мешают ребёнку в дальнейшем социально адаптироваться. Чтобы ему помочь, нужно вовремя диагностировать заболевание и пройти соответствующий курс лечения.

Факт из прошлого. В 1967 году ВОЗ была очень обеспокоена увеличением количества детей, страдающих умственной отсталостью во многих странах, и создала специальный Комитет экспертов по олигофрении.

Диагностика

Существует определённая база для диагностики олигофрении. Причём в раннем и дошкольном возрасте определить заболевание сложно, если это не ярко выраженный наследственный синдром, узнаваемый по внешним признакам. К основным диагностическим мероприятиям относятся:

  • изучение анамнеза и информации о беременности и родах;
  • тест на олигофрению по Векслеру (есть версия WAIS, специально разработанная для дошкольников от 5 лет);
  • оценка уровня коммуникабельности и адаптационного поведения с помощью рейтинговой шкалы;
  • проверка умения складывать ребёнком кубики;
  • определение словарного запаса.

Нередко родители интересуются, какие анализы сдают дети при подозрении на олигофрению. Подтвердить или опровергнуть диагноз нередко помогают следующие методики лабораторных исследований:

  • сразу несколько анализов крови: общий, на ферменты, биохимический, на RW, токсоплазму, Anti-HSV-IgМ, CMV;
  • анализ мочи на уровень аминокислот;
  • генетическое тестирование.

Инструментальная диагностика выявляет черепно-мозговые нарушения, послужившие развитию у ребёнка олигофрении:

  • энцефалография;
  • МРТ;
  • КТ.

Во многих странах мира диагностика данного заболевания проводится согласно руководству, разработанному Американской психиатрической ассоциацией. В нём указываются основные критерии олигофрении:

  • дефицит умственных способностей;
  • существенные ограничения адаптивного поведения;
  • доказательства, что ограничение интеллекта проявилось в детском или подростковом возрасте.

Что же делать родителям, если ребёнку поставили такой диагноз? Не опускать руки и сделать всё возможное, чтобы облегчить его существование и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. Узнать, возможно ли вылечить олигофрению той стадии, которую ему поставили, и регулярно проходить рекомендуемые и назначаемые терапевтические курсы.

Читайте также: «Патологии плода».

О диагнозе. Согласно МКБ-10, олигофрения имеет свой медицинский код для обозначения диагноза — F70-F79.

Лечение

Несмотря на то, что лечение заболевания проводится — на вопрос, можно ли снять диагноз олигофрения, ответ будет отрицательным. Выздороветь окончательно и развиваться нормально у больного не получится. Нужно понимать, что цель терапии — заглушить основные симптомы, частично откорректировать УО (это возможно при лёгких формах), помочь ребёнку адаптироваться.

Медикаментозное лечение

Лекарства от данного заболевания нет. Поэтому лечение олигофрении носит этиологический (устранение первопричин) и симптоматический (сглаживание явных признаков) характер.

Этиологическая терапия назначается при наследственных нарушениях обмена веществ или ферментопатиях.

Симптоматическая предполагает применение таких медикаментозных препаратов, как:

  • транквилизаторы (седативные средства);
  • нейролептики (антипсихотические препараты).

Они снимают повышенную напряжённость и обсессивно-компульсивные расстройства, улучшают настроение, снижают психотическое возбуждение, помогают при тяжёлых поведенческих расстройствах с выраженной агрессивностью. Однако нужно иметь в виду, что это очень мощные медикаменты, которые оставляют после себя целый букет побочных эффектов:

  • экстрапирамидные двигательные расстройства;
  • ригидность;
  • непроизвольная спастика мышц;
  • стойкое нарушение сна;
  • падение остроты зрения;
  • ухудшение памяти;
  • развитие амнезии.

Более целесообразным и безопасным будет назначение витаминов из группы В. Они оказывают седативное действие, повышают концентрацию, улучшают память. Иногда больным детям помогает народная медицина. Её методы можно использовать в качестве вспомогательных к основному курсу терапии, но только с разрешения врача.

Лечение народными средствами

Применяемое лечение народными средствами сводится к фитотерапии. Больного ребёнка можно поить травами, успокаивающими ЦНС:

  • валерианой;
  • женьшенем;
  • гинкго билоба.

Гомеопатия при лечении детей с олигофренией не применяется. А вот грамотный уход за ними существенно помогает сгладить основные симптомы заболевания.

Это интересно! Согласно статистике, среди мальчиков олигофренов больше, чем среди девочек.

Уход за больными

Правильный уход за больными олигофренией облегчает состояние детей. Его могут обеспечить сами родители и педагоги специальных (коррекционных) учебных заведений. Он включает в себя:

  • внимание;
  • поддержку;
  • постоянный присмотр;
  • доброжелательное отношение;
  • позитивную мотивацию;
  • обучение навыкам простейшего самообслуживания.

Только так возможно воспитать и поднять ребёнка, страдающего олигофренией. При грамотном и регулярном уходе и при лёгкой степени заболевания возможны утешительные прогнозы на будущее.

Культура. Во многих художественных произведениях авторы делают своего главного героя олигофреном: У. Грум «Форрест Гамп», И. Поль «Путешествие идиота», Д. Киз «Цветы для Элджернона», Д. Стейнбек «О мышах и людях», Д. Лессинг «Пятый ребёнок», А. Куприн «Блаженный».

Прогнозы

С ребёнком, у которого была диагностирована тяжёлая форма заболевания (например, идиопатия), придётся трудно. Но при правильном подходе, должном уходе и соответствующем лечении прогноз для тех, у кого лёгкая или средняя степени, если не благоприятен, то удовлетворителен.

  1. Пожизненная неполноценность интеллекта, но в различной степени.
  2. Неизлечимые психические расстройства.
  3. При выраженной имбецильности и идиотии — инвалидность.
  4. При облегчённых формах малыш сможет проявлять определённый интерес к сверстникам, игрушкам, освоит простейшие навыки самообслуживания, которые пригодятся ему в жизни и облегчат её.
  5. В спецшколе методы лечебно-коррекционной педагогики позволят ему овладеть начальными навыками счета, чтения, письма, ручного труда, рисования.

Чтобы не столкнуться со всеми этими проблемами, требующими немало сил и терпения, гораздо проще своевременно заниматься профилактикой, чтобы никогда не узнать на собственном опыте, что это за диагноз.

Полезная информация. Учёными доказано, что у детей, страдающих олигофренией, социальный уровень выше интеллектуального. Поэтому на поступление в ВУЗ родителям рассчитывать не стоит, а вот адаптировать малыша к окружающему миру вполне возможно.

Профилактика

Предупреждением олигофрении у детей родители должны начать заниматься ещё до зачатия. К основным профилактическим мерам заболевания относятся:

  • обследование при планировании беременности обоих родителей на выявление имеющихся заболеваний, инфекций и их лечение;
  • в течение беременности — комплексное обследование, генетические анализы и сохранность от вирусов (предлагаем ознакомиться со статьями о 1, 2 и 3 скрининге);
  • здоровый образ жизни родителей;
  • профессионализм врачей во время родов;
  • профилактика инфекционных заболеваний у ребёнка в раннем возрасте.

Деткам, страдающим олигофренией, нужны постоянные забота и внимание со стороны родителей. Тогда они смогут хотя бы минимально социально адаптироваться и научиться обслуживать самих себя.

Нужно настроиться на проблемы в окружении и общении (косые взгляды со стороны прохожих, осуждения в кругу знакомых и т. д.), набраться терпения и понять, что только любовь и должный уход составляют основу лечения данного заболевания.


Слабое развитие психики, вызванное врожденным или приобретенным в детстве заболеванием головного мозга, называется олигофренией. В переводе с древне-греческого это слово означает «малый ум».

Олигофрения у детей (слабоумие) проявляется отклонением в интеллекте ребенка, эмоциях, речи, моторике, цельности личности. Детям с данной патологией трудно адаптироваться во внешней среде.

Причины

Среди множественных причин возникновения олигофрении у детей существует несколько факторов, влияющих на возникновение и развитие болезни:

  1. эндогенный (внутренний) фактор;
  2. экзогенный (внешний) фактор;
  3. сочетание обоих факторов.

Эндогенные причины носят генетический характер, то есть обусловлены наследственными патологиями – нарушением строения родительских клеток и врожденным сбоем в обмене веществ.

Характерными примерами внутреннего фактора наличия олигофрении в детском возрасте являются синдром Дауна (с содержанием в каждой клетке организма 47 хромосом вместо 46) и врожденная микроцефалия, при которой наблюдается заметно уменьшенный череп головы в связи с малым объемом мозга.

Экзогенные причины олигофрении связаны с внешними воздействиями на ребенка. К ним можно отнести такие внутриутробные факторы, как инфекции, применение алкоголя во время беременности, иммуноконфликт матери и плода, родовые травмы.

Внешние факторы умственной отсталости могут оказать влияние на ребенка не только до рождения, но и в раннем детстве. Это болезни головного мозга (в том числе травмы, опухоли) и тяжелые инфекции в виде кори, скарлатины, перенесенные до 3-летнего возраста.

Смешанные причины состоят из сочетания эндогенных и экзогенных факторов проявления олигофрении. Соотношение обоих факторов в каждом случае сугубо индивидуально.

Классификация

В соответствии с действующей Международной классификацией болезней умственная отсталость подразделяется на 4 категории:

  • легкая с коэффициентом интеллекта IQ 50-69 (дебильность);
  • умеренная с IQ 35-49 (имбецильность);
  • тяжелая с IQ 20-34 (имбецильность);
  • глубокая с IQ
    Симптомы олигофрении в разном возрасте

    У новорожденных

    1. Гидроцефалия – увеличенные размеры головы по сравнению с нормой;
    2. Микроцефалия – чрезвычайно маленький размер головы новорожденного;
    3. Другие внешние патологии.
    4. Выявление патологий внутренних органов;
    5. Симптомы генетически обусловленного заболевания – фенилкетонурии, к которым относятся:
      – Характерный кисловатый запах мочи и кожи новорожденного;
      – Чрезмерная бледность кожных покровов;
      – Судороги и др.

    В младенческом возрасте (от 1 месяца до года)

    Существует определенная закономерная система развития ребенка в первый год жизни.

    1. В месяц малыш начинает узнавать маму и улыбаться ей.
    2. В два – долго изучает предметы на расстоянии.
    3. В три месяца младенец держит головку, лежа на животе.
    4. Четырехмесячный ребенок способен захватывать предметы рукой и уже начинает “гулить” – появляются первые слоги.

    При олигофрении эти процессы задерживаются или вовсе отсутствуют.

    К факторам риска врожденного слабоумия относится регресс в развитии младенца.

    Нарушение рефлекторной деятельности ребенка, отклонения физического развития также должны обеспокоить родителей и послужить поводом для обращения к специалистам.

    У дошкольников

    Прежде всего, страдает речь. Примерно в год ребенок начинает произносить первые слова, около двух лет появляется фразовая речь.

    1. Дети с врожденным интеллектуальным дефектом не начинают говорить в примерные сроки. Это связано с поражением центральной нервной системы. Чем больше степень поражения, тем сильнее страдает речь. Когда наблюдается только задержка речи, а остальные процессы развития дошкольника не отклоняются от стандартизированной нормы, то есть смысл обратиться к логопеду.
      Когда задержка речевого развития ребенка раннего возраста сопровождается другими психическими, неврологическими и физическими отклонениями, то их причина выясняется медицинскими методами и в некоторых случаях ставится диагноз олигофрения.
    2. Отсутствие абстрактного мышления. Примерно в возрасте 3,5 лет дети начинают постигать мир знаков. Это проявляется в игре. Начинают использовать заменители предметов. Например, для сюжетной игры в доктора, трехлетний ребенок использует палочку вместо игрушечного градусника, которая также может послужить “жезлом полицейского”.

    Дети с врожденным слабоумием не используют заменители реальных предметов ввиду того, что их мышление останавливается на наглядно-образном уровне. В более тяжелых случаях (имбецильность) мышление больного ребенка носит конкретный характер, а в состоянии глубокой олигофрении (идиотия), вовсе отсутствует.

    В школьном возрасте

    При легкой форме умственной недостаточности ребенок может посещать общеобразовательную школу. Учение таким детям дается с большим трудом. Ребенок-олигофрен может освоить чтение, но не поймет скрытый смысл прочитанного. Умственно отсталый ребенок может научиться считать, но логические операции с цифрами ему недоступны.

    1. У детей с врожденным интеллектуальным пороком плохо развита моторика, поэтому на уроках труда и изобразительной деятельности им сложно выполнять задания учителя. Но это не говорит о том, что таких детей следует избавлять от подобных видов деятельности. Напротив, лепка из пластилина, пошаговое рисование и другие виды творчества способствуют развитию сенсомоторных процессов. В нашей статье вы можете более подробно узнать, как развивать мелкую моторику рук у ребенка.
    2. Движения с врожденным слабоумием скованы, порой нелепы. Ребенок с особенностями интеллекта почти всегда выглядит неопрятно, он неловок и медлителен. В этом случае хорошо проводить психомоторную гимнастику для малыша.
    3. На уроках музыки может отлично себя проявить. Дело в том, что при олигофрении характерна способность к имитации, подражанию. Поэтому школьник с особенными потребностями с удовольствием будет подпевать учителю музыки.

    Дети с врожденным слабоумием способны к соучастию и сочувствию, умеют дружить, что не всегда можно сказать о детях, чье развитие соответствует медицинским стандартам.

    Умственная отсталость у детей – это недоразвитие всех психических (когнитивных) процессов. Проявлением такого недоразвития становится понижение уровня интеллекта, не позволяющее ребенку полноценно обучаться и получать знания, познавать мир в рамках его возраста. Как правило, такие дети развиваются до некоего предела, величина которого обуславливается врожденными изменениями или приобретенными нарушениями.

    Медицина называет такое состояние олигофренией. Недуг не ставит на малыше крест, но обучение умственно отсталых детей требует от родителей максимальной отдачи физических и душевных сил. Приняв индивидуальную особенность крохи, родители должны понимать и знать, как помочь своему маленькому сокровищу занять свою особую нишу в человеческом социуме. Задача сложная, но не непосильная, если начинать ее решать с любви к ребенку.

    Что влияет на развитие олигофрении?

    Причины, вызывающие задержку умственного развития, могут быть как внешними, так и внутренними. Врачи выделяют часто встречающиеся:

    • интоксикация организма беременной матери или плода;
    • наследственная несовместимость по резусу крови у ребенка и женщины;
    • паразиты, поражающие плод, переходя из организма матери;
    • изменения во внутренних органах, вызванные дистрофией в период беременности;
    • воспалительный процесс, возникающий в головном мозге ребенка;
    • травмирование плода во время родов;
    • серьезные травмы физического и психического характера, произошедшие в дни младенчества;
    • негативная экологическая обстановка;
    • нарушенный обмен веществ;
    • употребление беременной наркотиков и алкоголя;
    • плохое питание младенца.

    Резус-конфликт может послужить причиной развития серьезных отклонений у малышаКак проявляется умственная отсталость?

    Составляя клиническую картину, показывающую развитие умственно отсталого ребенка, специалисты отмечают, что олигофрения находится в тесной связи с психическими отклонениями. Проявляется нарушениями в речи, эмоциях, обобщениях, сознательной деятельности, познании окружающего мира. Характерные симптомы в развитии умственно отсталого ребенка приходятся на разные периоды его жизни.

    Признаки олигофрении у новорожденных

    Только что родившиеся дети с умственной отсталостью отличаются от здоровых ребятишек внешними признаками и внутренними патологиями. Характерные признаки:

    • аномальное строение тела, головы, лица;
    • патология различных внутренних органов;
    • фенилкетонурия: кислый запах, исходящий от новорожденного и его мочи, бледная кожа, судороги, светло-голубой оттенок роговицы глаза, слабость мышечного аппарата, отсутствие простых реакций.

    Как проявляется заболевание до года?

    Ближе к году проявляется выраженность симптомов заболевания. Задержка умственного развития выливается в такие признаки:

    • малыш не держит головку;
    • отсутствует привычный для этого возраста детский лепет, свидетельствующий о развитии речевых навыков;
    • мышечная слабость выражается в неумении ребенка ползать, сидеть, самостоятельно вставать.

    Если ребенок так и не начал держать головку в младенческом возрасте, это очень тревожный сигналДошкольный возраст

    Период дошкольного возраста ярко раскрывает серьезные отклонения в поведении умственно отсталых детей. Олигофрения затрагивает все области жизни и проявляется в таких признаках:

    • несвязная, поздно проявляющаяся речь;
    • нарушение моторики;
    • рассеянное неустойчивое внимание;
    • расстройства поведения;
    • слабое физическое развитие;
    • нестабильность в эмоциональном плане;
    • неспособность к самообслуживанию (неумение чистить зубы, завязывать шнурки, одеваться).

    Школьный возраст

    Симптомы болезни у детей школьного возраста показывают, насколько велика задержка развития и сложно их обучение. Для умственно отсталых детей характерны:

    • неспособность усвоения начальной школьной программы;
    • низкий интеллект;
    • неумение мыслить абстрактно;
    • скудные речевые навыки, безграмотность в произношении слов и составлении предложений;
    • рассеянность внимания;
    • полная безынициативность;
    • слабая память;
    • подверженность внушаемости;
    • нарушения физического развития;
    • задержка психического развития выражается во всем: движениях, эмоциях, речи, памяти, проявлении воли, концентрации внимания;
    • неумение адекватно поступать в обычных ситуациях: одеваться по погоде, покупать что-то в магазине.

    Клиническая картина болезни позволяет установить тип заболевания. Как правило, умеренная умственная отсталость у детей не диагностируется в грудничковом периоде.

    Если умственные нарушения обнаруживаются в раннем возрасте, констатируется тяжелая степень болезни. Легкие и умеренные типы олигофрении проявляются в дошкольном или школьном возрасте.

    Сниженный интеллект и невозможность усваивать школьную программу может говорить о наличии той или иной степени олигофренииХарактеристика больного ребенка

    Дефекты развития умственно отсталого ребенка затрагивают все параметры личности и человека в целом. Органические дефекты выливаются в такие заболевания как гидроцефалия и ДЦП. Интеллектуальные отклонения связаны с повреждением некоторых корковых процессов мозга. Трудности с познавательной деятельностью приобретают разную форму, приводя к невозможности обучения умственно отсталых детей. Физиологические нарушения приводят к снижению зрения, слуха, недоразвитости речи.

    Психология определяет три критерия:

    1. клинический — связан с органическим поражением мозга;
    2. психологический — выражается в нарушениях познавательной деятельности;
    3. педагогический — свидетельствует о низком уровне обучаемости.

    Проблемы восприятия

    Замедленное восприятие, характерное для поведения больных олигофренией, не позволяет ребенку правильно оценивать окружающие его предметы, на опознание знакомой вещи тратится много времени, не получается связывать между собой разные предметы. Больной малыш путает похожие по звучанию слова, не различает по графическому изображению цифры, буквы, предметы.

    Восприятие получаемой информации происходит в неполном объеме. Малышам сложно провести анализ и описать увиденное изображение. Запомнив один предмет, они не стремятся самостоятельно познавать другие вещи, их необходимо подталкивать к действию. Заниматься обучением умственно отсталых детей в обычной школе невозможно. Достигнув возраста 8-9 лет, ребенок проявляет характерные особенности — в поведении проявляется неспособность к пониманию пространства и времени. Больной неспособен отличить правую и левую сторону тела, не может сам найти туалет или свой школьный класс.

    Ребенок с подобным отклонением не ориентируется в простейших вещах и не может посещать обычную школуПроблемы мышления и познания

    Познание мира должно происходить поэтапно, но у больных детей этот механизм нарушен. Отсутствует системный анализ предметов, малыш с трудом способен заметить связь между частями целого. Такая рассеянность приводит к потере первоначального представления об изучаемой им вещи. Слабая мыслительная активность мешает правильно оценивать свои поступки и действия.

    Сложность обучения умственно отсталых детей объясняется трудностями в озвучивании преподносимой им информации.

    Отставание в речи и мыслительных функциях представляет серьезные отличия больных малышей от обычных. Больные дети с большим трудом осваивают письменность и чтение, они невнимательны, не могут довести начатое до требуемого грамотного завершения.

    Эмоциональные и физические отклонения

    Недоразвитость, как свидетельствует психология, заметна и в эмоциональном плане. Малыши внешне не проявляют своих переживаний, у них плохо работают волевые механизмы, слабо развита активность. Отстают в физическом развитии, запаздывая с освоением основных навыков: плохо и поздно начинают ползать, держать голову, ходить. Особенностью становится и слабый интерес к окружающему миру, у них не получается различать предметы, лица родных и незнакомых людей, плохо развивается речь.

    Трехлетний больной ребенок не умеет проявляться как личность. Игровая активность дошкольника состоит из примитивных действий с предметами. Кроме того, больные олигофренией не могут обслуживать себя, им требуется постоянная помощь взрослых.

    Игры таких деток даже в школьном возрасте остаются очень примитивнымиСтепени заболевания

    Всестороннее изучение недуга позволило специалистам составить его классификацию по степеням. Каждая форма получила свое название и подробное описание признаков. Легкая, средняя и тяжелая умственная отсталость у детей проявляются с различной интенсивностью и в процентном соотношении не выражается. Рассмотрим классификационные характеристики видов недуга:

    Форма Симптоматика
    Легкая степень или дебильность
    • незначительный уклон интеллекта от нормы;
    • обладания навыками самообслуживания, принятия пищи, общения;
    • проявляется замкнутость, нелепость поведения;
    • плохо усваивается программа начальной школы;
    • физические и сенсорные дефекты проявляются редко;
    • отличие становится заметным с возрастом.
    Умеренная – имбецильность
    • сильные нарушения речи, моторики, восприятия;
    • обучаемость некоторым приемам самообслуживания, но без контроля взрослых оставлять нельзя;
    • исключается обучение в общеобразовательной школе, в домашних условиях можно научить простейшему счету, чтению и письму.
    Тяжелая форма имбецильности
    • выраженная отсталость интеллекта, значительные нарушения речи и двигательных процессов, неумение ориентироваться в пространстве и действовать без помощи родителей;
    • можно обучить простейшим бытовым навыкам, но при постоянном контроле взрослых.
    Глубокая степень или идиотия
    • абсолютная невозможность обучения ребенка чему-либо:
    • речь представляет собой невнятные звуков, серьезная двигательная неповоротливость, нет реакции на прямое обращение;
    • сидение в одной позе с раскачиванием в стороны на протяжении длительного времени;
    • полное отсутствие способностей к самообслуживанию, передвижению, показано содержание в специальных учреждениях.

    Коды по МКБ-10

    Международная классификация олигофрении обозначается специальными кодами, которые находятся в соответствии с рубрикой F70 медицинского справочника, обозначающей степени олигофрении. Для определения уровня интеллекта больного олигофренией, используют известную в психологии методику Веслера. Сложная система определения IQ была разработана психологом в середине 20 века.

    Для больных олигофренией шкала Веслера выглядит так:

    Код Показатель
    F70 Легкая степень (дебильность) – IQ от 50 до 69 пунктов.
    F71 Умеренная имбецильность – IQ от 35 до 49 пунктов.
    F72 Тяжелая имбецильность – IQ от 20 до 34 пунктов.
    F73 Глубокая степень (идиотия) – IQ меньше 20 пунктов.

    Четвертый знак в кодах МКБ-10 в обозначении олигофрении служит для определения нарушений в поведении ребенка. Сопутствующие психические расстройства при этом не учитываются. Кодирование заболевания принято повсеместно и позволяет медикам коротко записывать диагноз в карточке больного и в больничном листе. Для олигофрении четвертый знак выглядит так:

    Код Показатель
    «0» минимальное число нарушений или их отсутствие
    «1» нарушения, купируемые определенным лечением
    «8» присутствие дополнительных расстройств поведения
    «9» патологии нарушений поведения не найдены

    Способы диагностики болезни

    Определить, есть ли задержка умственного развития, можно в возрасте, когда ребенок приступает к освоению речевых и двигательных навыков. Специалисты тщательно подходят к обследованию, чтобы поставленный диагноз был максимально точным и не смог негативно повлиять на будущее маленького человечка. Полное заключение по виду недуга дается лишь к 3 годам, поскольку не всегда снижение интеллекта связано с умственной отсталостью.

    Определение умственной отсталости проводится в более взрослом возрасте — ближе к 3 годам и старше

    Диагностирование проводится психологами и психиатрами. Разработаны специальные тесты, направленные на определение уровня развития и установление интеллектуальных способностей. Делая выводы по задержке умственного развития, специалисты учитывают такие факторы как недостаток функций двигательного аппарата, наличие языкового барьера, культурные особенности, расстройства, связанные со зрением, речью, слухом, перенесенные в младенческом периоде болезни.

    Семьям, в которых растут умственно отсталые дети, предлагаются особые разговорники, помогающие тестировать больного дома. Если вы до года обнаружили у своего чада заметные нарушения, незамедлительно покажите его квалифицированному психологу или психиатру.

    Болезнь может вызвать дополнительные психические расстройства и соматические недуги, отражающиеся на поведении умственно отсталых детей. Диагноз умственно отсталым детям ставится на основании стандартных тестов и характерных для конкретного заболевания симптомов. Обнаружив недуг, врач обязан выяснить его причины, чтобы выстроить прогноз на динамику развития ребенка. Родителям могут быть даны программы по обучению и консультации по поведению и общению.

    В чем заключается лечение?

    Вылечить олигофрению невозможно, однако существуют различные методы реабилитации малышей, позволяющие правильно подойти к обучению. Лечение начинают с момента обнаружения заболевания, даже если оно установлено в грудном возрасте. Ощутимых успехов можно добиться, если поместить ребенка в профильное учреждение, в котором обучением занимаются профессионалы.

    Если олигофрения у детей сопровождается соматическим расстройством, их помещают в стационар. Индивидуально назначаются препараты, купирующие особые проявления: психотические, неврозоподобные и психопатоподобные. При легкой и умеренной степени болезни есть большой шанс на высокий уровень устранения задержки развития. Занимаясь развитием умственно отсталого ребенка с умеренной степенью болезни, можно с возрастом достичь результата, когда он научится сам себя обслуживать, сможет выполнять несложную работу на производстве.

    При должном уходе и развитии повзрослевшие дети смогут показывать отличные результаты восстановления мыслительных функций

    Тяжелым приговором считается четвертая, глубокая степень заболевания, не поддающаяся эффективному лечению. Родителям, чьи дети имеют четвертую степень недуга, необходимы постоянные консультации и рекомендации, даваемые специалистами по мере их развития. Родители должны обеспечить детям домашний комфорт и оградить их от опасной внешней среды. Для лечения заболевания привлекаются врачи следующих специальностей:

    • логопед и дефектолог;
    • невропатолог;
    • психиатр;
    • физиотерапевт;
    • ортопед;
    • работник социальной службы.

    Можно ли предупредить болезнь?

    Понимая, какая ответственность ложится на женщину при вынашивании плода, будущая мама обязана регулярно посещать женскую консультацию, исключить вредные привычки, быть осторожной в бытовом плане. Планируя беременность, нелишним будет выяснить, были ли в роду случаи заболевания олигофренией. Необходимо выяснить степень риска рождения больного ребенка. Профилактика появления отсталости состоит и в своевременной вакцинации от инфекционных болезней, и в постоянном наблюдении педиатра.

  • Килина Елена Вячеславовна

  • Малахова Светлана Ивановна

  • Зубкова Елена Витальевна

  • Антропович Ольга Григорьевна

  • Семенов Александр Александрович

  • Короткова Оксана Васильевна

  • Бикмулина Венера Ильгизовна

  • Макарова Наталия Николаевна

  • Матвеева Жанна Анатольевна

  • Близнюченко Ирина Анатольевна

  • Соломина Лариса Геннадьевна

  • Токарь Наталья Леонидовна

  • Гараев Сергей Рафаилович

  • Шенгиреев Игорь Константинович

  • Потемкина Ольга Дмитриевна

  • Мелехина Эльвира Халитовна

  • Чулина Екатерина Сергеевна

  • Доюн Елена Петровна

  • Бугаева Татьяна Викторовна

  • Бояршинова Ольга Станиславовна, массажист

  • Побединская Алёна Игоревна

  • Кисляков Николай Владимирович

  • Кочкина Екатерина Александровна

  • Лазарев Дмитрий Александрович

  • Дроганова Ольга Викторовна

  • Сошникова Светлана Васильевна

  • Караваева Наталья Анатольевна, управляющий

  • Харламов Илья Андреевич

  • Прокопёнок Ирина Сергеевна

  • Мшак-Манукян Лаура Норайровна

  • Очнева Светлана Юрьевна

  • Лоскутникова Наталья Викторовна

  • Морданева Ирина Владимировна

  • Каримова Юлия Ильдаровна

  • Чернышкова Анна Алексеевна

  • Танаев Михаил Владимирович

  • Краева Татьяна Александровна

  • Трухина Надежда Васильевна

  • Стаканова Ксения Сергеевна

  • Пашнин Евгений Борисович

  • Шамардак Юлия Владимировна

  • Черкашова Вера Леонидовна

  • Забозлаева Ирина Валентиновна

  • Коротких Анна Олеговна

  • Кутубулатова Елена Владимировна

  • Патракова Анастасия Анатольевна

  • Колков Игорь Алексеевич

  • Гадеева Татьяна Борисовна

  • Туринцева Наталья Анатольевна

ЧЕЛЯБИНСК Университетская набережная,34 8 (351) 734-55-63 +7 919 344-53-04
МАГНИТОГОРСК ул. 50 лет Магнитки, 33А 8 (3519) 412-888

Анонс новостей

27.10.2017

Для тех, кто настроен продуктивно и грамотно заниматься с ребёнком дома между курсами лечения и реабилитации, НИИ «Дети Индиго» организует семинар-обучение «Практическое применение песочной арт-терапии в реабилитационной работе с детьми: ДЦП, РАС, СДВГ».

09.10.2017

Хорошая новость для мам Ноябрьска и всей северной территории нашей страны! В ноябре НИИ «Дети Индиго» приедет в этот город с комплексной программой лечения особенных деток. Это уникальная возможность пройти курс лечения и реабилитации в родном городе, не выезжая за его пределы.

04.10.2017

У специалистов нет никаких сомнений в том, что электромагнитное поле (ЭМП) сотового телефона изменяет нормальное функционирование центральной нервной системы.

31.07.2017

Лечение особенных деток – дело ответственное и серьёзное, ведь на кону стоит надежда родителей на чудо. Именно поэтому врачи центра НИИ «Дети Индиго» регулярно осваивают новые методики, для того чтобы лечение и реабилитация маленьких пациентов шли намного быстрее и эффективнее.

25.07.2017

Безграничные возможности: получить консультацию специалистов теперь можно по Skype

Что такое олигофрения  |  Симптомы олигофрении у детей |  Степени олигофрении  | Причины олигофрении у детей  | Можно ли вылечить олигофрению

ЧТО ТАКОЕ ОЛИГОФРЕНИЯ

Олигофрения – патологическое состояние, при котором существенно недоразвиты мозговые структуры, что ведёт к нарушениям в развитии ребёнка. Прежде термином олигофрения обозначали любые психические расстройства. В начале ХХ века заболевание было изучено и выделено в отдельную группу.

На Западе олигофрению у детей считают отклонением от норм развития. Российская психиатрия склоняется к выводам, что олигофрения — это принципиально иное развитие психики. Структура дефекта при олигофрении отличается тотальностью. При органическом поражении центральной нервной системы происходит изменение интеллекта, речи, эмоциональной сферы, то есть всех нервно-психических функций. Такая структура дефекта при олигофрении ведёт к изменению личности в целом.

Олигофрения или умственная отсталость может развиваться сама по себе, а может сопровождать другое заболевание, например, ДЦП. Диагноз умственная отсталость имеет 1-3% населения земли. Статистика условная, пациенты с лёгкой формой олигофрении могут вполне успешно адаптироваться в жизни и не состоять на учёте у врачей.

СИМПТОМЫ ОЛИГОФРЕНИИ У ДЕТЕЙ

Выявить олигофрению у детей в возрасте до 3-х лет бывает проблематично. Критерии определения уровня зрелости и развитости психики рассчитаны преимущественно на детей дошкольного и школьного возраста. К тому же, в лёгкой степени олигофрения в первые годы жизни ребёнка может не сказываться на физиологическом развитии. Малыш может научиться переворачиваться, сидеть, стоять вовремя, по возрастным нормам. При этом именно ранняя диагностика симптомов олигофрении у детей даёт шанс на успешную адаптацию.

У новорождённых детей по следующим симптомам олигофрению можно заподозрить:

  • непропорциональное строение лица и головы (слишком выпуклый лоб, расплющенный нос и т.д.)

  • патологии внутренних органов (диагностируемые соответствующими специалистами)

  • очень бледная кожа с кисловатым запахом

  • светло-голубой, почти прозрачный цвет глаз

  • отсутствие рефлексов и др.

После года дети, страдающие олигофренией, особенно в тяжёлой форме, уже заметно отличаются от ровесников. В этом возрасте к симптомам олигофрении относят:

  • речевые нарушения (отсутствие лепета, простых слов, неправильное звукосочетание);

  • сниженный интерес к окружающим предметам, природе, животным;

  • отставание в физическом и психическом развитии (неустойчивая походка, непроизвольные движения рук, покачивания);

  • отсутствие узнавания близких людей, даже матери;

  • несоответствие эмоций и ситуации (истерики на пустом месте и, напротив, смех в присутствии плачущих детей) и др.

С двух до трёх лет дети, страдающие олигофренией, по развитию не отличаются от годовалых малышей, поскольку не способны к обучению и познанию мира. Как правило, в этом возрасте уже очевидны симптомы олигофрении, можно ставить диагноз и определять степень поражения.

В НИИ Дети Индиго представлено уникальное диагностическое оборудование, способное оценить работу и сделать прогноз дальнейшего развития нервной системы уже с первых месяцев жизни. ранняя диагностика – залог успешной коррекции многих неврологических патологий!

СТЕПЕНИ ОЛИГОФРЕНИИ

Выделяют 4 степени олигофрении:

лёгкая (ранее обозначалась термином дебильность). Внешне могут не отличаться от других детей. Обладают достаточным словарным запасом, могут выражать свои мысли, считать, читать, выполнять бытовые действия. Однако, в обычной школе учиться им крайне тяжело: плохо запоминают материал, не способны усваивать большой объём информации, нарушено абстрактное и логическое мышление.

умеренная (имбецильность) – дети, страдающие олигофренией умеренной степени, имеют скудный словарный запас, испытывают трудности в общении с окружающими. Способны самостоятельно есть, одеваться, умываться. Более сложные бытовые действия им не поддаются, как и полноценное обучение. Дети с умеренной степенью олигофрении могут заниматься только в коррекционных школах.

тяжёлая степень — отклонения в развитии психики заметны даже внешне: изменённые черты лица, дефектная речь, нарушение моторики, повторяющиеся действия. Тяжёлая степень олигофрении у детей не позволяет им обучаться. Такие дети, даже становясь старше, не способны существовать без помощи родных.

глубокая (идиотия) – часто не способны на простые действия (не могут держать даже ложку в руках), не могут разговаривать (лишь издают отдельные звуки), не могут воспринимать речь окружающих, не понимают названия предметов. Эмоции демонстрируют двух видов: безудержная радость и негатив (слёзы, истерика).

ПРИЧИНЫ ОЛИГОФРЕНИИ У ДЕТЕЙ

Вызывать врождённую олигофрению у детей могут внутренние факторы – это наследственные, генетические патологии. В частности, хромосомные аномалии (яркий пример – синдром Дауна), обменные нарушения и т.д. Хромосомные аномалии сегодня выявляют на раннем этапе беременности, это даёт возможность родителям заранее быть готовым к рождению необычного ребёнка.

Вызывать олигофрению у детей могу внешние факторы: перенесённые во время беременности матери серьёзные инфекционные заболевания, употребление при беременности алкоголя и наркотиков, гипоксия или асфиксия при родах, родовые травмы головы, резус-конфликт у матери и будущего ребёнка и т.д.

Спровоцировать олигофрению могут сразу несколько факторов, тогда заболевание относят к смешанному типу.

Приобретённая олигофрения у детей может развиться из-за черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга, перенесённой кори, менингита в младенческом возрасте и др. причин.

МОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ ОЛИГОФРЕНИЮ

Заболевание не поддаётся полному излечению, кроме вовремя обнаруженной олигофрении, вызванной нарушением обмена веществ.

В качестве поддерживающей терапии детям с диагнозом олигофрения назначают специальную диету, витаминные комплексы, а также препараты для улучшения деятельности головного мозга.

Очень важна для детей с олигофренией психологическая и социальная реабилитация по специальным программам.

В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» готовы оказать квалифицированную медицинскую помощь детские специалисты различного профиля. Приём ведётся в Магнитогорске и в Челябинске. Запишитесь на консультацию по лечению заболевания — олигофрения в Челябинске и Магнитогорске.

НИИ ДЕТИ ИНДИГО — лидер в лечении неврологических заболеваний у детей. Многие из представленных здесь методик уникальны:

Чрезкожная микротоковая рефлексотерапия — стимулирует к восстановлению пораженные ткани нервной системы, воздействуя на них микроимпульсами тока через биологически-активные точки. Демонстрирует высокую эффективность при заболеваниях ЦНС у детей.
Микрополяризация — высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии. Микротоки, схожие с естественными импульсами головного мозга стимулируют восстановление поврежденных структур мозга и нормализуют их работу. Терапия хорошо переносится детьми различного возраста. Методика, разработанная питерскими врачами, около 10ти лет успешно применяется в медицинских центрах по всему миру. В Челябинске метод представлен исключительно в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» на Каслинской, 97В.
Биоакустическая коррекция мозга – уникальный метод стимуляции головного мозга акустическим сигналом, согласованным с эндогенной активностью головного мозга в реальном времени. Биоакустическая коррекция мозга проходит под контролем записи ЭЭГ, что дает возможность объективно оценивать эффективность лечения в режиме он-лайн.
ЭЭГ-БОС-тренинг — прогрессивная высокотехнологичная методика тренировки / коррекции функциональной активности мозга. Тренирует у ребенка способность концентрировать и переключать внимание, быстрее запоминать новую информацию, осознанно контролировать уровень эмоционального возбуждения и противостоять стрессам и перегрузкам. Проводится в игровой форме и вовлекает ребенка в процесс терапии. Стимульный материал поощряет правильность выполнения упражнений, благодаря ЭЭГ-зависимой обратной биологической связи. Это значительно ускоряет освоение пациентом необходимых навыков.
ЭМГ-БОС тренинг — прогрессивная высокотехнологичная методика формирования здорового мышечного аппарата с применением метода обратной биологической связи. Отображает в режиме реального времени данные о мышечной активности в доступной и наглядной форме по результатам электромиографии (ЭМГ). Значительно ускоряет процесс освоения двигательных навыков, тренирует мышечную силу, координацию.

Перейти к полному списку методов лечения неврологических заболеваний в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго»

В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» готовы оказать квалифицированную медицинскую помощь детские специалисты различного профиля. Прием ведется в Челябинске и Магнитогорске.  

Перейти к списку неврологических заболеваний, которые успешно лечат в НИИ Педиатрии и Неврологии Дети Индиго

Информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.

Добавить комментарий

*