Когда ребенок начинает есть твердую пищу

Когда в год малыш отталкивает ручонкой баранку, отказываясь брать её в рот, большинство родителей не придают этому значения. Когда в полтора года маленькое солнышко будет настойчиво выплёвывать все твёрдые кусочки пищи, и тогда большая часть мамочек не беспокоятся.

И только когда в два года оказывается, что уже подросший крепыш не жуёт пищу, из-за чего ему приходится давать только перетёртые и измельчённые пюреобразные продукты, вот тут уже начинается паника. Почему так часто сегодня у ребёнка отсутствует жевательный рефлекс? Как его восстановить и научить малыша жевать?

Оглавление [Показать]

Когда ребёнок начинает жевать

Чтобы не столкнуться с подобной проблемой и не ходить по детским врачам с жалобами, что ваш ребёнок не умеет жевать, задумываться об этом надо как можно раньше. Если вы в 2–3 года не разовьёте у малыша мелкую моторику рук, ему трудно придётся впоследствии. Точно так же и здесь. Если вы не разовьёте жевательный рефлекс в 6 месяцев, потом кусать локти будет слишком поздно. Когда же, в каком возрасте ребёнок начинает жевать? Всё происходит постепенно.


  • Полгода

Жевательный рефлекс просыпается в младенческом возрасте, к 6-ти месяцам. Если в этом возрасте вы дадите своему чаду сушку, баранку или тот же прорезыватель зубов, что он начинает с ним делать? Многие считают, что таким образом он чешет дёсны, но, как оказывается, это не единственная причина, которая заставляет малыша отправлять все твёрдые предметы в рот. Так он учится делать первые жевательные движения. И этот момент очень важно не упустить, потому что уже через пару месяцев, когда ваш кроха превратится в смешного зайчика с двумя передними зубками, ему жевать будет очень трудно. Поэтому постарайтесь, чтобы первые навыки он приобрёл еще до появления первых зубов.

  • Год

Когда у крохи во рту уже больше пары зубов, он будет опять пробовать жевать вперемешку с глотанием и сосанием. И опять если упустить этот момент и не поддерживать жевательный рефлекс, ребёнок с радостью откажется от этой «работы» и будет глотать мягкие и жидкие пюре и кашки.

  • Два года

К этому времени малыш уже однозначно должен научиться активно жевать (пусть у него это не всегда будет получаться) твёрдую пищу. И если он не хочет жевать к этому возрасту, знайте: нужно предпринимать меры. Ведь именно в этом возрасте твёрдая пища способствует правильному развитию зубочелюстной системы, упражнению жевательных мышц и нормальному слюноотделению, без которого не будет ни самопромывания полости рта, ни нормального пищеварения.

Так должно происходить развитие жевательного рефлекса у малютки. Задача родителей — помочь ему в этом непростом деле. И если ситуация складывается так, что в 2 года он не жуёт твёрдую пищу, необходимо как можно быстрее выявить причину данного явления и попытаться исправить ситуацию.

Почему ребёнок не жует

Кроха может отказываться совершать жевательные движения по разным причинам. Одни из них можно будет легко устранить, а вот другие — проблематично, потому что исправлять их в два года будет уже поздновато. Причинами того, что уже подросший карапуз плохо жуёт или совсем отказывается это делать, чаще всего становятся следующие факторы.

  1. Неправильное кормление. Это случается, если мама, слишком заботясь о своём малыше, боится ему вводить в рацион твёрдую пищу, ссылаясь на то, что он может поперхнуться. Преобладание жидкой, пюреобразной еды — первая и самая частая причина этого явления.
  2. Несформированность навыков в младенческом возрасте. Это происходит, если в полгода у ребёнка отсутствовали баранки и прорезыватели зубов, а в год ему не вводили в рацион ничего, что можно было бы пожевать.
  3. Лень. Некоторые детки бывают слишком избалованными и ленивыми: да-да, им просто лень жевать. Тем более, если они знают, что по первому их требованию (капризам) мама заменит твёрдый кусок мягким пюре. Пару советов на этот случай вы найдете в статье: ребенок отказывается от прикорма.
  4. Гиперактивность. Иногда ребёнок отказывается жевать по той простой причине, что ему некогда это делать: он вечно крутится, на месте не сидит, бегает, ему всегда куда-то надо бежать. Читайте: как воспитывать гиперактивных детей.

Это самые основные причины, почему ребёнок не жуёт пищу. Проанализируйте собственную ситуацию, понаблюдайте за малышом — и в скором времени вы сами поймёте, в чём причина этого неприятного явления. После этого избавиться от этой напасти будет гораздо легче.

Как научить ребенка жевать пищу

Главный вопрос, волнующий всех родителей, — как ребёнка приучить жевать пищу и восстановить его жевательные функции? Ничего невозможного нет, поэтому наберитесь терпения и — начинайте.

  1. Показывайте ему собственным примером, как надо жевать: учите его, дайте ему несколько уроков в игровой форме.
  2. Купите зефир или мармелад, которые нужно обязательно жевать.
  3. Перестаньте перетирать и измельчать пищу: только твёрдые куски. Не съел — не настаивайте: голод в конце концов возьмёт своё.
  4. Не кричите и не раздражайтесь. Старайтесь спокойно общаться с ребёнком во время еды, объясняя ему всё ровным, добрым, спокойным голосом.

Да, не так легко выдержать капризы, но если процесс запущен по вашей вине, тут уж ничего не поделаешь. Иногда можно только собственной выносливостью заставить жевать пищу своё ненаглядное чадо. Всегда помните при этом о результате, которого вы хотите добиться, а не о капризах и слезах своего маленького хитреца. Увидев, какая его мама неуступчивая, вот увидите — он скоро сдастся и уступит вам.

Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.

В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Комаровский о проблеме Не жует

Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других — позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно — родители!

Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

Не ест с ложки

Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

Евгений Комаровский категорически несогласен с такой формулировкой.

Ложка — это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку — поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.

На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.

Не хочет есть пищу кусочками

Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании, и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.

Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба — настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно — сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом — густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.

Не хочет есть, пока не включат мультики

Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.

Комаровский рекомендует не формировать такой привычки у ребенка, а заодно избавиться от своей взрослой зависимости от телевизора.

Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.

Советы

  • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
  • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
  • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
  • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, — не самое лучшее родительское решение.
  • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест — значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
  • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

Когда младенец начинает пробовать помимо материнского молока или смеси блюда прикорма, всю пищу для карапуза перетирают и делают гомогенной. Пюре и жидкие кашки используются для перехода малютки к более густой, а затем и к твердой пище.

Многие мамы сомневаются, с какого возраста можно уже не давать измельченную до однородного состояния еду, а учить кроху жевать. Знать возраст, в котором рекомендовано введение в рацион твердой пищи, важно и для предотвращения возможных проблем, например, когда здоровый малыш в 3-4 года отказывается от еды кусочками или давится при кормлении.

Когда вводить в прикорм?

Ни жевательный аппарат, ни пищеварительная система младенцев первых 4-6 месяцев жизни не готовы к другой пище, помимо грудного молока либо адаптированной смеси. К тому же, у столь маленьких детей очень выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс, при котором любые твердые предметы автоматически выталкиваются языком.

Когда кроха подрастает, данные врожденные рефлексы начинают угасать. Одновременно продолжается созревание желудочно-кишечного тракта малютки, а потребности в питательных веществах увеличиваются. Примерно в возрасте 4-6 месяцев дети уже готовы пробовать пищу, у которой плотность повышена.

Примерно до 5 месяцев детский организм может усваивать только жидкую пищу — смесь или мамино молоко

Своевременное начало приучения ребенка к более густой пище помогает научить малыша кусать, жевать и глотать плотную еду. Нервная система полугодовалого крохи уже развита настолько, что малютка может координировать движения своего языка и глотательные движения. Даже при отсутствии зубов малыш учится измельчать и перемешивать пищу во рту, используя десны и язык. Для этого в его меню должны появиться блюда с разной степенью измельчения кусочков.

Оптимальным возрастом для прикорма с более плотной консистенцией называют 6-10 месяцев. Если в этом промежутке родители боятся давать крохе негомогенную еду, более позднее ее введение в рацион может стать причиной неприятия ребенком пищи кусочками. В результате ребенок не может глотать твердую пищу и давится, если предложенное блюдо не полностью измельчено.

Рекомендуем посмотреть выпуск программы доктора Комаровского, в котором подробно освещается тема ввода прикорма в рацион малышей:

Как перевести ребенка на твердую пищу?

Переход от жидкого и полностью однородного питания к твердой пище обязательно должен быть постепенным. Сначала жидкое блюдо для крохи делают полужидким, а затем – вязким и густым. Кроме того, пюреобразную пищу со временем делают мелкоизмельченной, а после переходят к среднему измельчению и крупным кусочкам.

Первый прикорм крохи должен иметь пюреобразную констистенцию

Этапы перехода будут такими:


  1. В возрасте 4-6 месяцев в зависимости от типа вскармливания малышам начинают предлагать пюреобразное питание с ложки. Все продукты в этом возрасте дают полужидкими и без комочков, чтобы малыш без труда их глотал. Овощные пюре дважды протирают через сито либо измельчают блендером на высокой скорости, а кашу варят из смолотой в муку крупы, предлагая сначала 5% блюдо, а чуть позже – 10%.
  2. С 7-9-месячного возраста консистенцию блюд для ребенка делают более густой. Овощи крохе по-прежнему предлагают в виде пюре, но протирают через сито 1 раз или устанавливают в блендере более низкую скорость. Для приготовления каш уже можно применять крупу со средним измельчением. Мясо в рационе младенцев этого возраста сначала должно быть гомогенизированным (дважды измельченным в мясорубке, а затем взбитым в блендере с овощным отваром). В 9 месяцев отварное мясо можно лишь пропускать 2 раза через мясорубку, чтобы в пюре оставались мелкие кусочки до 2-3 мм.
  3. Также в 8-9 месяцев ребенку начинают предлагать твердую пищу в виде печенья, сухарика и пшеничного хлеба. Такие плотные продукты дают крохе в руку, позволяя помусолить их режущимися зубами. При этом за малюткой следует внимательно наблюдать, не допустив ситуации, когда кроха подавится отколовшимся кусочком. Для большей безопасности твердую еду можно помещать в ниблер.
  4. В возрасте 10-12 месяцев приходит пора приучить ребенка к менее измельченным блюдам. В этом возрасте пищу для малыша уже измельчают так, чтобы в ней оставались кусочки величиной 3-5 мм. Фрукты и овощи для карапуза можно разминать вилкой или натирать на терке, а мясо варить в виде фрикаделек. Крупу для каши уже используют цельную, но хорошо ее разваривают. Кроме того, в таком возрасте ребенок обычно хочет брать пальчиками и удерживать разные предметы, что позволяет предлагать малышу кусочки отварных овощей, отварные макароны, небольшие ломтики белого хлеба, кусочки банана и другую пищу, которую малыш может самостоятельно положить в рот и пережевать.
  5. Годовалый ребенок совершенствует жевательный навык и уже может справиться с крупяными и овощными запеканками, паровыми котлетами и биточками, тертыми на крупной терке свежими овощами и фруктами, а также с другими блюдами. К 1,5-2-летнему возрасту ребенок уже полноценно пережевывает твердую пищу.

Полуторагодовалый малыш вполне может справиться с тарелкой «взрослого» супа и кусочком хлеба Если ребенок отказывается

Некоторые дети протестуют против более плотной еды и требуют любимые пюреобразные блюда. Это нередко возникает из-за слишком быстрого перехода к неизмельченной пище. Кроме того, многие младенцы являются консерваторами и не любят менять привычный уклад, поэтому им следует дать время на привыкание к нововведениям.

Попробуйте изменить консистенцию любимого блюда малыша, настойчиво предлагая небольшое количество каждый день. При этом принуждать кроху к еде нельзя, чтобы у ребенка не появилось негативного отношения к более густой пище и питанию в целом. Увеличивать величину кусочков следует постепенно и очень медленно, чтобы это было для малыша незаметным.

Многие дети не приветствуют смену рациона с маминого молока на твердую пищу

Если ребенок старше года не жует еду кусочками, доктор Комаровский рекомендует:

  • Предложить ребенку самостоятельно размять пищу в своей тарелке, сказав, что в магазине любимое пюре отсутствовало, а блендер не работает.
  • Отыскать среди твердой пищи что-то вкусное, что наверняка понравится ребенку, например, свежую сушку или ломтики сладких фруктов.
  • Организовать прием пищи в общественном месте, где ребенок сможет наблюдать за другими детьми и будет ограничен в выборе продуктов.

О том, как научить малыша жевать, смотрите в следующем видео.

Перевод ребенка с питания готовыми смесями и грудным молоком на взрослую еду для многих родителей является проблемой, так как малыш никак не может научиться пережевывать пищу, капризничает, отказывается от новых продуктов, выплевывает то, что не может проглотить без пережевывания. Естественно, родители переживают, что он недоедает, сомневаются, сможет ли он нормально развиваться. Как долго это будет продолжаться, и есть ли какие-то секреты, помогающие научить малыша жевать?

Содержание:

  • Причины, по которым у малышей в возрасте 1.5-2 года возникают проблемы с жеванием
  • Что предпринять родителям, чтобы учить малыша жевать
  • Почему малышу необходимо научиться жевать к 2 годам
  • Как доктор Комаровский советует учить ребенка пережевывать пищу

Причины, по которым у малышей в возрасте 1.5-2 года возникают проблемы с жеванием

Можно назвать несколько причин, по которым у малышей в этом возрасте слабо развит жевательный рефлекс:

  1. Позднее начало прикорма. Некоторые мамы слишком буквально понимают рекомендации врачей о том, что полезнее грудного молока нет ничего, что не следует отлучать малыша от груди как можно дольше. После 1 года он начинает активно сопротивляться жеванию кусочков пищи, так как знает более легкий способ насытиться.
  2. Опасения родителей, что малыш может подавиться, если давать ему неизмельченную пищу. Чрезмерная осторожность родителей приводит к тому, что ребенок 2 лет, если не отказывается от пищи совсем, то накапливает ее во рту, а затем выплевывает.
  3. Отсутствие навыка пользования прорезывателями для зубов. Эти резиновые приспособления, которые крохе удобно схватить ручкой, не только массируют десна, облегчая процесс прорезывания, но и приучают его совершать жевательные движения деснами.
  4. Занятость или слабохарактерность родителей. Им некогда заниматься подолгу процессом кормления, легче дать малышу то, что он любит. Он быстро привыкает к уступчивости папы или мамы и требует привычную еду.
  5. Повышенная активность ребенка. Он не может сосредоточиться на процессе пережевывания и проглатывания еды, не может усидеть долго на одном месте, хватает еду на ходу, выбирая то, что жевать не нужно.

Видео: Что делать, если ребенок не может жевать

Что предпринять родителям, чтобы учить малыша жевать

Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился. Давать ему пищу надо маленькими порциями. Ребенок должен сидеть за столом спокойно. Нельзя отвлекать малыша во время еды, смешить.

Изобретение готового питания для малышей, конечно, значительно облегчает жизнь родителей. В баночках находится «правильная» еда, в которой есть все необходимые витамины, строго рассчитано количество различных полезных веществ. Однако, покупая такую пищу, нужно обязательно обращать внимание, на какой возраст рассчитана кашка или пюре. Для детишек постарше готовится более густая еда с добавлением кусочков покрупнее.

Примечание: Самостоятельное приготовление пищи для ребенка, да еще и с его посильным участием, повышает интерес к еде, способствует улучшению аппетита.

Видео: Как приучить ребенка к твердой пище

Почему малышу необходимо научиться жевать к 2 годам

Переход на более твердую пищу, которую необходимо пережевать, чтобы съесть, является естественным физиологическим процессом, связанным с развитием различных систем организма. Пищеварительная система постепенно привыкает к перевариванию твердой еды. Потребность в полезных веществах растет. Удовлетворить ее может разнообразная «взрослая» пища.

Если ребенок не приучится к нормальной еде, то будет нарушено питание всех тканей его организма. Это сказывается на его физическом и интеллектуальном развитии. Если проблема с жеванием все же существует, то не стоит паниковать. Научить малыша жевать кусочки пищи помогут некоторые специальные приемы.

Совет: Можно дать малышу вареную морковку или куриную ножку. Их удобно держать и интересно потянуть в рот.

Опытные родители делятся своими методами по преодолению проблемы на форумах, посвященных воспитанию и кормлению детей. Некоторые советуют пустить все на самотек: вырастет, научится. Другие, наоборот, предлагают шоковую терапию: не давать есть, но оставить взрослую еду в пределах его досягаемости. Захочет кушать, достанет и поест.

Как доктор Комаровский советует учить ребенка пережевывать пищу

Доктор Комаровский дает простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу, как научить ребенка жевать.

В частности, он подсказывает, что папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что блендер сломался или в магазине кончились баночки с мясным пюре. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу. Но это уже проблема родителей. Зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в ротик (вилочка должна быть специальная — пластмассовая, с тупыми зубьями).

Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубиков маловато.

Комаровский рекомендует попробовать накормить ребенка в детском кафе. Он будет смотреть, с каким аппетитом едят другие дети, и ему самому захочется попробовать такую еду. К тому же привычной протертой кашки или овощного пюре там не подают.

Период прикорма – это переходный этап от чисто молочного питания к «взрослой» пище. Для формирования навыков здорового питания и обеспечения хорошего пищеварения у малыша в будущем необходимо, чтобы консистенция пищи в этот период соответствовала развитию его жевательного аппарата и зрелости пищеварительной системы. Как правильно перевести ребенка на общий стол? Нужно ли торопиться и можно ли опоздать с введением твердой пищи? И как понять, что малыш готов к переходу на новый вид питания?

В первые месяцы после рождения ребенок в качестве питания получает только грудное молоко или адаптированную смесь. Органы и системы малыша еще настолько незрелы, что не готовы принять и усвоить другую пищу. Кроме того, в этот период у младенцев очень выражены врожденные рефлексы – сосательный и защитный рефлекс «выталкивания ложки», при котором язык автоматически выталкивает изо рта все посторонние предметы, в том числе и кусочки пищи. По мере роста и развития ребенка функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем маленького организма возрастает, ребенок начинает активно двигаться и чисто молочное питание уже не может обеспечить его потребности в питательных веществах и энергии. Примерно к 4-6 месяцам жизни малыша возникает необходимость в дополнительных продуктах питания с большей плотностью и пищевой ценностью. Начинается важный этап в жизни крохи, конечной целью которого является перевод его на «взрослую» пищу с общего стола.

Нужная консистенция.

Жуй, глотай.

Введение твердой пищи обусловлено не только удовлетворением возрастающих потребностей ребенка в питательных веществах и калориях. При постепенном переходе на более густую и плотную пищу, происходит «тренировка» и дальнейшее развитие пищеварительной системы малыша, его жевательного аппарата, стимуляция моторной функции кишечника, формируются вкусовые предпочтения и привычки. В этот период кроха должен освоить важные навыки: кусания, жевания, продвижения и глотания плотного пищевого комка.

Примерно к 6 месяцам развитие нервной системы малыша позволяет ему координировать движения языка с глотательными движениями, чтобы проглотить твердый кусочек. В течение нескольких последующих месяцев этот навык совершенствуется, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности. Хотя жевательные поверхности челюстей еще беззубы,  малыш учится совершать жевательные движения, размельчая и перемешивая пищу при помощи языка и десен. Если обучение этим навыкам не происходит своевременно (в промежутке между 6 и 10 месяцем), в дальнейшем при попытке ввести более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты и надолго отказаться от пережевывания и глотания твердой пищи. Как следствие, у малыша может сформироваться приверженность к жидкому и пюреобразному питанию и привередливость в еде. Отсутствие умения хорошо пережевывать пищу может также привести к появлению проблем с пищеварением в будущем. Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания приводит к слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Логопеды утверждают, что люди, разговаривающие с «кашей во рту» в свое время не научились правильно жевать. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась структура и консистенция пищи.

Консистенция продуктов и блюд для ребенка может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой, и по мере роста малыша должна меняться от однородной жидкой до густой и твердой. Изменяться также должна и структура пищи от гомогенной до пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной.

Обучение потреблению более густой и плотной пищи можно условно разделить на несколько этапов (по зарубежной терминологии ступеней или стадий) в зависимости от возраста и степени зрелости ребенка.

1 этап — 4-6 месяцев.

Современные научные исследования и накопленный практический опыт позволяют сделать вывод, что физиологическая готовность к приему пищи иной, чем материнское молоко (адаптированная смесь), появляется примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев. Только к 4 месяцам пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, возрастает активность ряда пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета.  Развитие нервной системы обеспечивает малышу возможность продвигать и проглатывать более густые виды пищи, угасает рефлекс «выталкивания», появляется готовность к жеванию, формируется эмоциональная реакция на чувство голода и насыщения (целенаправленные движения головой и руками, показывающие отношения ребенка к приему пищи). Попытки родителей накормить малыша из ложки до 4 месяцев необоснованны и нежелательны, они могут приводить к нарушениям пищеварения (срыгиванию, рвоте, разжижению и учащению стула или, наоборот, к запорам), развитию пищевой аллергии и даже попаданию частичек пищи в дыхательные пути. Такие попытки чаще всего вызывают протест со стороны крохи, он выплевывает пищу, давится ей, отталкивает ложку. Кроме того, раннее введение прикорма может уменьшить количество молока у кормящей мамы, вследствие снижения частоты и активности сосания маминой груди.

Оптимальные сроки введения прикорма точно не определены и варьируют в диапазоне от 4 до 6 месяцев. Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют начинать впервые знакомить ребенка с новым видом питания только с шестимесячного возраста, при условии, что он находится исключительно на грудном вскармливании. В этом возрасте у крохи обычно появляются первые зубки, ребенок начинает сидеть, интересоваться содержимым тарелок других членов семьи, а его органы и системы «дозревают» для того, чтобы принять и усвоить новую пищу. Отечественные педиатры чаще всего советуют вводить прикорм грудничкам в 5 — 5,5 месяцев, а малышам «искусственникам» чуть раньше с 4,5 — 5 месяцев. Фактически этот срок определяется индивидуально, учитывая особенности развития каждого малыша, совместно с наблюдающим кроху врачом-педиатром.

Блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей должны иметь гомогенную (однородную, без комочков) полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании. В соответствии с последними рекомендациями по организации прикорма, первыми в рацион крохи вводятся однокомпонентное овощное пюре из зеленых или белых овощей (кабачка, брокколи, цветной капусты) и затем молочная каша из безглютеновых злаков (риса, гречи, кукурузы). Для получения гомогенной консистенции овощного пюре в домашних условиях, овощи отваривают в воде или на пару и затем измельчают в блендере на высокой скорости с добавлением небольшого количества овощного отвара или дважды пропускают через мелкое сито. Можно также использовать «баночные» пюре промышленного производства со степенью измельчения соответствующей данному возрасту.  При введении прикорма в виде каши, удобнее всего использовать готовые детские каши промышленного выпуска, которые просто растворяют в воде, грудном молоке или детской смеси. Для приготовления домашних каш, крупу перемалывают в кофемолке до состояния муки и отваривают на воде с добавлением грудного молока (адаптированной смеси) или предварительно разваренную цельную крупу измельчают в блендере до однородной консистенции (можно протереть через сито). Вначале готовят 5 % полугустую кашу (примерно 5 г крупы на 100 мл жидкости), затем через 2-4 недели переходят на более густую 10% кашу (примерно 10 г крупы на 100 мл жидкости).

2 этап – 7-9 месяцев

В этот период малыш начинает активно интересоваться едой, охотно открывает рот при кормлении, умеет снимать пищу с ложки верхней губой и учится жевать. Кроме того, это время активного прорезывания зубов и карапуз тянет в рот все предметы, попадающие ему в ручки, чтобы почесать набухшие десны. А значит, пора предлагать маленькому едоку пищу более густой пюреобразной консистенции, постепенно вводя в рацион крохи блюда с мелкими мягкими не волокнистыми кусочками (не более 2 — 3 мм). Овощи для малыша можно измельчать в блендере на низкой скорости, или один раз пропускать через сито. С 8-9 месяцев в дневной рацион ребенка можно включать в небольших количествах протертые овощные супы. Каши готовятся более густые из среднеизмельченной крупы. С 7 месяцев в ежедневный рацион ребенка вводят мясо. Начинать знакомство с этим продуктом лучше в виде гомогенизированного пюре, для этого отварное мясо дважды пропускают через мясорубку, а затем взбивают в блендере с небольшим количеством овощного отвара или пропускают через сито. После того как данная консистенция будет малышом успешна освоена, примерно к 9 месяцам можно переходить на меньшую степень измельчения пюре с небольшими кусочками (не более 2-3 мм), для этого достаточно дважды пропустить отварное мясо через мясорубку или измельчить в блендере до нужного состояния. Рекомендуется также использовать овощные и мясные консервы промышленного производства с маркировкой соответствующей данному возрасту, так как для них строго соблюдается принцип соответствия степени измельчения продуктов возрасту ребенка (при этом необходимо знать, что на этикетке «баночного» питания указывается минимальный возраст, с которого можно вводить данный продукт).

Примерно к 7 месяцам ребенок осваивает навык «ладонного захвата» и способен удерживать твердую пищу в руке. Начиная с этого возраста, можно давать малышу «помусолить» специальное детское печенье, сухарик белого хлеба или сушку без добавок. С 8 месяцев разрешается давать пшеничный хлеб. Эти продукты производятся из пшеничной муки высших сортов, имеют низкую пищевую ценность и высокую калорийность, поэтому даются ребенку в ограниченном количестве, не более 15 г в день (один сухарик или печенье), только для развития навыка жевания (в связи с этим размачивать их в молоке нецелесообразно, гораздо полезнее в этом случае предложить малышу кашу).

3 этап – 10 — 12 месяцев.

К этому возрасту у ребенка обычно уже прорезалось от 6 до 8 зубов, он уже отлично освоил навык кусания, учится жевать все более крупные кусочки еды и делает первые попытки взять в руку ложку. В этот период пища малыша должна становиться более плотной, при этом продукты не протираются, а измельчаются с постепенным увеличением размеров кусочков до 3-5 мм. Овощи и фрукты ребенку можно давать натертыми на мелкой терке или просто хорошо размятыми вилкой. Мясо с 10-11 месяцев можно давать в виде фрикаделек, а ближе к году в виде паровых котлет и суфле. Крупу для каш можно варить не измельчая, при этом каши готовятся разваренными.

Малыш в возрасте 10-12 месяцев уже умеет брать пальчиками и удерживать мелкие предметы (навык «пинцетного захвата») и ему можно смело предлагать на тарелочке небольшие ломтики отварных овощей, спелой груши, банана или печеного яблока, отварные макаронные изделия, маленькие кусочки хлеба, которые он самостоятельно может взять рукой и положить себе в рот. Такое «кусочничество» не только совершенствует навык жевания, но и очень хорошо развивает мелкую моторику, при этом обучая ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. Не следует класть на тарелку много пищи, иначе малыш будет пытаться запихнуть в рот как можно больше, и может подавиться.

4 этап – старше 12 месяцев.

После года у ребенка начинают прорезываться коренные (жевательные) зубы. К этому времени малыш уже должен хорошо освоить навык жевания, хотя полноценно пережевывать твердую пищу кроха сможет только к 1,5 – 2 годам, когда у него во рту можно будет насчитать 16 и более зубов. Основу рациона ребенка на втором году жизни должна составлять твердая пища, требующая жевания, которая постепенно становится все более плотной и менее измельченной. С учетом развития жевательного аппарата, к 1,5 — 2 годам в меню крохи должны появиться салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на крупной терке или нашинкованных мелкими кусочками, овощные и мясные рагу, овощные и крупяные запеканки, мясные и рыбные котлеты, биточки, тефтели и т.п. Таким образом, при постепенном расширении состава и вида предлагаемых блюд, ребенок полностью адаптируется к «взрослой» пище, и к 3 годам его вполне можно переводить на общий стол.

Добавить комментарий

*