Виды дизартрии у детей

В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение).

Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее?

Виды дизартрии

Виды детской дизартрии зависят от поражённого места:

бульбарная обусловлена местным параличом мышц, участвующих в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания; мозжечковая — поражение мозжечка, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью; корковая — следствие поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, хотя общая структура слова ребёнком сохраняется; экстрапирамидная (другие названия — подкорковая, гиперкинетическая) возникающая при нарушениях в подкорковых узлах, отличается смазанной, невнятной речью с носовым оттенком; паркинсоническая наблюдается при паркинсонизме, проявляется в замедленной, невыразительной речи; псевдобульбарная дизартрия диагностируется при центральном параличе мышц, её основной симптом — монотонность речи; экстрапирамидная — поражение отделов головного мозга, отвечающих за работ лицевых мышц; стёртая форма дизартрии наблюдается при нарушении произношения шипящих и свистящих звуков; холодовая — симптом миастении (нервно-мышечного заболевания), проявляется в речевых затруднениях при понижении или повышении температуры в том месте, где находится ребёнок.

Различные формы дизартрии проявляют себя по-разному, требуют индивидуального подхода в каждом конкретном случае, особого лечения. На специальном обследовании диагноз уточняется, и только после этого назначается курс терапии и намечаются прогнозы.

Если, например, холодовая или стёртая дизартрия у детей легко подвергается лёгкой коррекции у логопеда, позволяет детям учиться в обычной школе, то бульбарная и псевдобульбарная могут остаться на всю жизнь даже при самой интенсивной терапии. Многое зависит от того, почему были поражены те или иные участки головного мозга.

Причины заболевания

Вполне логично желание родителей понять, почему именно их ребёнок оказался подверженным дизартрии. Причин заболевания не так много. Это могут быть:

органическое поражение ЦНС, когда мускулатура детского лица существенно или незначительно ограничена в движении, детский церебральный паралич (ДЦП); серьёзные поражения головного мозга, отдельных его участков — самая частая и существенная причина детской дизартрии, а они уже обусловлены внутриутробной инфекцией, недоношенностью, несовместимостью резус-факторов мамы и малыша, родовыми травмами, патологиями в развитии плаценты, асфиксией, сильным токсикозом, который перенесла мама, будучи беременной; энцефалит, менингит, которыми переболел ребёнок.

Из-за того, что заболевание связано с нарушениями центральной нервной системы и головного мозга, требуется тщательное обследование детей с дизартрией в условиях стационара. Оно основывается на системном подходе, разработанном отечественными логопедами, при котором учитывается специфика речевых и других нарушений в развитии ребёнка, его общее психоневрологическое состояние и возраст.

На сегодняшний день разработаны различные эффективные приёмы ранней диагностики заболевания. В обследование вовлекаются самые разные специалисты: логопеды, психологи, терапевты, психотерапевты, психоневрологи, дефектологи и многие другие — в зависимости от формы дизартрии.

В каких случаях родителям нужно обращаться к врачам за такой комплексной помощью? Существуют определённые симптомы, по которым можно заподозрить заболевание на ранних стадиях.

Симптомы и признаки дизартрии у детей

Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов родители могут увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания. Помимо нарушений звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. К признакам дизартрии относятся:

слабость артикуляционных мышц, которая проявляется по-разному: при открытом рте язык ребёнка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение; кажется, что ребёнок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет; звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются — причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все; нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать; наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый; проблемы с мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный.

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребёнка к школе. При некоторых формах дизартрии и успешном лечении такие детки вполне обучаемы в обычных школах. Для всех остальных существуют специальные коррекционные программы обучения, так как нарушения речевого аппарата не позволяет полноценно сформироваться навыкам чтения и письма.

Лечение дизартрии в детском возрасте

Заболевание требует лечебно-педагогического комплексного воздействия. Медикаментозное лечение дизартрии у детей сочетается с логопедической коррекцией и ЛФК.


Логопедия

Логопеды, занимаясь с такими детьми, обращают внимание на общее развитие всех сторон детской речи: словаря, фонетического слуха, грамматического строя. Для этого создаются специальные логопедические группы в детских садах и коррекционные речевые школы. Специалисты используют преимущественно игровые методы коррекции, применяя компьютерные тренажёры и программы, которые позволяют быстро справиться с обнаруженными проблемами.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение дизартрии предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы. Они оказывают специфическое влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка. Среди них могут быть: энцефабол, пантогам (другое название — гопантеновая кислота), глицин, фенибут, семакс, церебролизин, кортексин, церепро.

ЛФК

С ребёнком занимаются специальной гимнастикой — артикуляционной, цель которой — укрепить лицевые мышцы. Проводятся также логопедический и точечный массаж, выполняются упражнения с пальчиками.

Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга. Цель лечения данного заболевания — формирование у ребёнка речи, понятной окружающим и не мешающей дальнейшему усвоению элементарных навыков чтения и письма.

Новые статьи

Мы в социальных сетях

3 критерия классификации речевой патологии

Симптомы, виды и причины появления дизартрии очень разнообразны. Нарушение затрагивает всю произносительную сторону речи. При ранней диагностике и своевременной коррекции можно многое сделать для улучшения произношения.

В зависимости от того, какие специалисты проводят диагностику, классификация дизартрии осуществляется по различным критериям.

Первый критерий опирается на локализацию патологии в ЦНС, и степень поражения головного мозга:

Псевдобульбарная дизартрия – поражена лицевая мускулатура, нарушена моторика; Бульбарная дизартрия – поражены ветви и ядра лицевого нерва; Корковая дизартрия – поражены двигательные зоны в корковых структурах головного мозга; Мозжечковая дизартрия – поражен мозжечок; Стертая форма дизартрии – характерны парезы различных мышечных групп; Холодовая дизартрия – последствия врожденной миопатии, проявляющейся при понижении температуры воздуха; Паркинсоническая дизартрия – следствие болезни Паркинсона.

По второму критерию дизартрия речи классифицируется по проявленным ведущим синдромам. Формы нарушения:

Характерным признаком заболевания является нечеткость произношения и слабость артикуляционных мышцСпастико-ригидный синдром – ригидность речи; Спастико-паретический синдром – паралич и парез нейронов головного мозга; Спастико-гиперкинетический синдром – нарушение координации мышц лица; Спастико-атактический синдром – осложненная форма мозжечковой и псевдобульбарной дизартрии; Атико-гиперкинетический синдром – проявляется нарушением координации движений.

В соответствии с третьим критерием выделяют 4 степени дизартрии по степени понятности речи больного:

Самая легкая степень – ставится после специализированного обследования. Речь понятна, дефекты заметны окружающим. Речь понятна лишь близким людям. Анартрия – речь не понятна окружающим или отсутствует совсем.

Основные виды дизартрии

Существует клиническая характеристика наиболее часто встречающихся форм этого речевого расстройства. Они получили свое название в соответствии с локализацией дефекта нервной системы.

Бульбарная

нечеткое произношение звуков из-за вялого паралича мышц губ и щеки; голос незвучен, расстроен; наблюдается слюнотечение; гнусавость; расстройство глотания.

Мозжечковая

Со стороны кажется, что говорящему трудно шевелить губами и языкомречь скандированная, замедленная, напоминает речь пьяного; объем движений языка снижен, проявляется его тремор, гипотонус; нарушения жевания; нарушения движения, осанки.

Корковая

нарушено произвольное создание артикуляционных поз; отмечаются расстройства голоса и дыхания; отсутствует использование языковых средств.

Подкорковая

появляются насильственные гиперкинезы при попытках речи, заметны нарушения голоса, просодики речи.

Стертая

одно из проявлений псевдобульбарной дизартрии, характеризуется малоподвижностью губ, языка, слюнотечением, нарушениями и недоразвитием мелкой и крупной моторики, нарушением ориентировки в пространстве, просодики речи, дикции и дыхания.

Шеметова Анастасия Александровна, психотерапевт, г. Москва, Детская клиника СМ-доктор

Чаще всего у дошкольников встречается такая форма синдрома, как стертая дизартрия. Она может не проявляться двигательными расстройствами.

Ее причины – легкая асфиксия в родах, родовая травма, ПЭП, нарушения внутриутробного развития.

Стертая дизартрия нередко сочетается с ММД (минимальной мозговой дисфункцией).

К 4-5 годам большинство симптомов исчезает, остаются нарушения произношения и просодики. Развитие мелкой моторики рук необходимо при стертой дизартрии, так как зоны иннервации пальцев рук и артикуляционного аппарата близки.

Как возникает речевая патология

Основная причина нарушения иннервации лицевых мышц и нарушения работы отделов головного мозга, отвечающих за речевую деятельность – органическое поражение центральной нервной системы.

Оно возникает во внутриутробном периоде, во время родов, и во время становления речи – в период раннего дошкольного детства.

Причины появления дизартрии в перинатальном периоде:

Гемолитическая болезнь (несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору); Ранний и поздний токсикозы беременности; Недоношенность; Нерациональное ведение родов, родовая травма; Гипоксия плода, асфиксия во время родов, приведшая к кислородному голоданию и поражению головного мозга; Желтуха новорожденных; Соматические заболевания матери, повлиявшие на течение беременности в острой и хронической форме, врожденные пороки развития нервной системы (аплазия ядер черепно-мозговых нервов). Речь больных детей трудно понять, звукопроизношение характеризуется искажением звуков

Дизартрия у детей и у взрослых может возникнуть в течение жизни. Причины дизартрии, проявившие себя в раннем детстве и у взрослых:

Перенесенные инфекционные заболевания ЦНС (менингит, энцефалит); Черепно-мозговые травмы; Интоксикации в тяжелой форме; Нарушения мозгового кровообращения, последствия инсульта; Опухоли головного мозга, последствия нейрохирургического вмешательства; Олигофрения; Рассеянный склероз, болезнь Паркинсона.

В невропатологии не прослеживается прямая связь между тяжестью течения дизартрии и выраженностью симптомов основного заболевания.

Основные проявления речевого нарушения

Внимательные родители могут по совокупности признаков предположительно определить, можно ли отнести к проявлениям дизартрии нарушения речи и поведения их ребенка.

Решающее слово в постановке диагноза, конечно же, остается за неврологом, который сможет дифференцировать речевое нарушение от сходных симптомов.

Итак, дизартрия, что это такое? Это нарушенная иннервация дыхательной мускулатуры, мышц гортани, языка, губ, голосовых складок, приводящая к обширному комплексу симптомов.

Вид речевого дефекта Дизартрия, симптомы
Нарушения артикуляционной моторики Гипотония и спастичность артикуляционных мышц; Гипертонус мускулатуры лица, шеи, языка, губ; Ограничение артикуляционных позиций, плотное смыкание губ; При гипотонии язык неподвижный, губы не смыкаются; Дрожание языка при попытках принять артикуляционную позу; Отклонение языка в сторону (девиация); Волнообразные краткосрочные движения мышц языка (гиперметрия); Нарушения глотания пищи (дисфагия); Отмечается слюнотечение; Носовой оттенок голоса из-за пареза мягкого неба; При мышечной дистонии отмечается внезапный переход с гипотонуса на гипертонус мышц, и наоборот.
Нарушения звукопроизношения Произношение звуков искажено, нарушена даже артикуляция гласных; Речь смазана («каша во рту»); Звуки заменяются, пропускаются; Темп речи замедлен, она невнятна и невыразительна; Межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих; Дефекты озвончения; Смягчение твердых согласных звуков.
Нарушения речевого дыхания Дыхание прерывистое, учащенное; Речевой выдох укорочен.
Нарушения голоса Слабость голоса, тихая речь; Глухой тембр, назализация (гнусавость).
Нарушения просодики Монотонность речи; Отсутствие голосовых модуляций, бедность интонации.
Нарушения лексики, грамматики, чтения и письма Бедность пассивного и активного словаря; Несформированность грамматического строя речи; Дисграфия; Дислексия.

У детей с дизартрией отмечаются следующие особенности поведения:

Они плохо едят, не любят жевать твердую пищу (яблоки, морковь, мясо, корочки хлеба), могут держать пищу за щекой; Ребенка трудно научить полоскать рот, так как мышцы языка и щек недостаточно хорошо развиты, воду он проливает или проглатывает; Дети с дизартрией не любят зашнуровывать обувь, застегивать пуговицы, у них не развита мелкая моторика; Продуктивные виды деятельности представляют большую трудность – дизартрики не могут регулировать силу нажима на ножницы и карандаш, не умеют пользоваться ножницами, держать кисточку для рисования. Крупные движения развиты недостаточно – дети долго не могут научиться прыгать или стоять на одной ноге, удерживая равновесие, не могут изменять характер движений в соответствии с характером музыки.

Диагностика дизартрии

Дифференциальная диагностика нарушения речи выполняется логопедом и неврологом. Комплексное обследование детей с дизартрией проводится с 4 лет, так как детский мозг пластичен и его компенсаторные способности исправляют нарушения психических функций. Диагностируемые позиции:

Уровень развития высших психических функций; Уровень овладения мелкой и крупной моторикой; Состояние зрительного и слухового анализатора; Состояние артикуляционного аппарата; Особенности поведения ребенка.

При изучении состояния органов артикуляции анализируют темп переключения артикуляционных поз, объем движений языка, время автоматизации звуков, состояние мимической моторики.

При необходимости проводят функциональные пробы:

Просят ребенка следить глазами за двигающимся предметом, при этом язык должен быть высунутым, лежащим на нижней губе в распластанном состоянии. Отклонение языка – проявление дизартрии. Положить руку на шею ребенка, который в это время качает языком вправо-влево или вверх-вниз. Напряжений шейных мышц или запрокидывание головы – положительный симптом дизартрии. Просят ребенка сморщить нос, надуть щеки, поднять брови, прищурить глаза. Пациенты с дизартрией затрудняются выполнить эти простейшие мимические движения.

Не стоит делать выводы на основании результатов функциональных проб, проведенных самостоятельно родителями у своего ребенка.

Диагностика проводится специалистами в комплексе после анализа аппаратных исследований, тестирования, диагностики психических функций, наблюдения за поведением.

Лечение дизартрии

Основная направленность лечения дизартрии – это развитие понятной речи у ребенка

Не существует специфических лекарственных препаратов для лечения дизартрии.

Невролог назначает препараты для лечения симптомов речевого нарушения.

Возможные лекарства:

Спазмолитики (Кавинтон, Глиатилин, Циннеразин, Пантогам); Метаболиты (Актовегин, Церебролизин, Цереброкурин); Нооторопы (Пирацетам, Пантокальцин, Ноотропил, Пикамилон); Седативные средства (Тенотен, Ново-Пассит, Персен) ; Витаминные комплексы.

Одновременно назначаются курсы массажа: расслабляющий, укрепляющий, логопедический массаж языка.

Работа логопеда проводится в тандеме с врачом-неврологом. Специалист по коррекции речевых нарушений проводит регуляцию дыхания, артикуляционную гимнастику для укрепления мышц языка, щек, губ.

Логопед работает над просодикой – темпом и силой голоса, ритмикой речи и ее интонацией.

После подготовительного этапа учитель-логопед работает над постановкой и автоматизацией звуков. Проводить ее труднее, чем у детей с дислалией, так как у дизартриков отсутствуют или нарушены артикуляционные движения и двигательно-кинестетическая связь. Итог работы – плавная чистая речь.

Фридман Татьяна Васильевна, невролог, г. Москва, детский медицинский центр Неврологии и педиатрии

Не рекомендую начинать лечение дизартрии у детей без предварительного проведения УЗДГ шейного отдела и ЭЭГ.

По результатам этих обследований невролог может рекомендовать медикаментозную терапию, физиотерапию, ЛФК, рефлексотерапию.

Обязательно требуется сопровождение медицинского воздействия работой психолога-дефектолога и логопеда.

Медицинские и психолого-педагогические методы лечения

Признанный авторитет по изучению такой патологии, как дизартрия – Архипова Е.Ф., профессор кафедры логопедии Московского гуманитарного университета.

«Преодоление стертой дизартрии», «Логопедический массаж при дизартрии», «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии» – вот несколько ее работ, посвященных проблеме.

Пользуясь рекомендациями Е.Ф.Архиповой, логопеды-дефектологи и родители, интересующиеся проблемой, что это такое дизартрия, смогут более эффективно помочь детям с речевой патологией.

Лечение речевой патологии специалистами смежных областей медицины, дефектологии и психологии подразумевает применение широкого спектра коррекционного воздействия.

Медицинские процедуры:

Лечебная физкультура; Лекарственная терапия для купирования спазмов мышц; Массаж точечный и сегментарно-рефлекторный; Акупрессура; Иглоукалывание; Гирудотерапия; Лечебные ванны; Рефлексотерапия.

Пример одного из многочисленных комплексов упражнений из артикуляционной гимнастики.

Хорошие результаты дают нетрадиционные формы коррекционно-педагогических занятий: пескотерапия, изотерапия, дельфинотерапия.

Методы коррекции дизартрии логопедом-дефектологом:

Артикуляционная гимнастика; Логопедический массаж; Дыхательная гимнастика; Упражнения для развития голоса; Коррекция звукопроизношения; Упражнения для выразительности речи, развития коммуникации.

У детей школьного возраста проводится профилактика дисграфии и дислексии.

Для полной реабилитации в социуме ребенка с речевым нарушением, родители должны использовать все предоставляющиеся им возможности. Тщательно соблюдать рекомендации невропатолога, педантично работать над коррекцией речи под руководством логопеда, развивать моторику и сенсорные функции вместе с дефектологом.

Садикова Ольга Викторовна, логопед, г. Усть-Илимск, Клиника Доктора Дукина:

Обратите внимание на тренировку тех групп мышц, которые участвуют в отрабатываемой группе звуков: губные звуки – мышцы щек и шеи, голос – мышцы шеи и гортани, язычные звуки – мышцы языка, при назальном произношении – мышцы мягкого неба и глотки.

При любом парезе работают над дыхательной мускулатурой. Возможно придется затратить на такую гимнастику 1-2 года, но результат того стоит.

Как предупредить появление речевой патологии

Профилактика дизартрии должна начинаться с подготовки будущей матери к беременности. Своевременное лечение соматических патологий, бережное отношение к своему здоровью позволят провести беременность без осложнений.

Дополнительно следует целенаправленно готовиться к родам, осуществляя психологическую подготовку, избегая инфекций.

В раннем детстве и во взрослом возрасте рекомендуется не допускать инфицирование нервной системы и травмы головного мозга, вести здоровый образ жизни, получать своевременную помощь при токсических поражениях, лечить возникающие соматические заболевания, проводить профилактику инсульта.

Возможна ли полная реабилитация при дизартрии?

Ребенок должен знать, что его любят, вне зависимости от его побед и поражений

Стертая дизартрия у детей – это речевое нарушение, при котором возможно полное восстановление речевой функции.

Хорошие результаты дает систематическая логопедическая работа в сочетании с медикаментозной терапией.

Немалую роль играют усилия пациента и поддержка близких ему людей.

Коррекцию нужно начинать как можно раньше, только тогда можно рассчитывать на положительные результаты. Дети смогут обучаться в обычной общеобразовательной школе, продолжая лечение по мере необходимости.

Тяжелые формы дизартрии до конца исправить не удастся, проводится улучшение речевых функций.

Дети с такими формами речевого нарушения обучаются в специализированных детских садах и школах. Они сопровождаются психоневрологом, получают помощь логопеда, специалиста по лечебной физкультуре и массажу.

Выводы

Дизартрия – нарушение согласованной работы мышц, отвечающих за артикуляцию звуков, причиной которого является нарушение их иннервации и поражение рече-двигательного анализатора. Последствие дефекта – расстройство произносительной функции речи различной степени тяжести.

При дизартрии поражена речевая моторика и дыхание, голос, звукопроизношение и просодика речи. В тяжелых случаях диагностируется полное отсутствие речи (анартрия). Для подтверждения диагноза требуется провести комплексное обследование у невропатолога и логопеда. Коррекция этого речевого дефекта включает в себя как терапевтическое воздействие, так и логопедические занятия.

Отзывы родителей

Мария, 28 лет, г. Санкт-Петербург

Ребенку 5,5 лет, разговаривает «в нос». Такое ощущение, что во рту «каша». То, что он говорит, могу понять только я. Проходим курс лечения у остеопата, корректировали повышенный тонус языка.

В речи появились стойкие изменения – она улучшилась, но четкости так и нет. Теперь дополнительно занимаемся с логопедом, специализирующимся на лечении дизартрии.

Александра, 36 лет, г. Красноярск

Сыну в 5 лет невропатолог поставил диагноз дизартрия. Пили Энцефабол. Через полгода почти ничего не изменилось. Занимаемся у логопеда, но прогресс минимален.

Невролог лекарства больше не прописывает, на обследование головного мозга и сосудов шеи не направляет. Я не знаю, что еще можно предпринять.

Ирина, 32 года, г. Омск

У ребенка была дизартрия с саливацией, слюни бежали, просто ужас! После обследования назначили массаж курсами, Эуфиллин, Пантогам, Тенотен, Кортексин, витамины Супрадин.

Одновременно занимались с логопедом, в течение года изменения к лучшему просто колоссальные!

Для коррекции дизартрии предлагаем посмотреть видео с упражнениями:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Дизартрия у детей – это расстройство произношения.

Оно возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы.

При дизартрии подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, что затрудняет артикуляцию.

Дизартрия в детском возрасте часто влечет за собой нарушение письма и чтения, общее недоразвитие речи.

Причины дизартрии у детей

В 80% случаев дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, имея те же причины возникновения. Повреждения ЦНС, вызывающие патологию, могут возникать в перинатальном или периоде раннего развития ребенка (до 2 лет).

Наиболее частые перинатальные факторы дизартрии:

гипоксия плода;токсикозы беременности;резус-конфликт;соматические болезни матери;травмы при родах;патологическое течение родов;асфиксия новорожденного;гемолитическая болезнь новорожденного (ядерная желтуха, затяжная физиологическая желтуха);недоношенность.

Причины нарушения речи в раннем детстве:

перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит);гидроцефалия;тяжелые интоксикации;гнойный отит среднего уха;черепно-мозговая травма.

Признаки дизартрии у детей

Речь у ребенка-дизартрика нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением иннервации речевых органов. Также заболевание имеет характерные неречевые отклонения.

В грудном возрасте дизартрия может проявляться в виде:

трудностей при сосании груди или бутылочки, вялого сосания;поперхивания, частых срыгиваний.

На этапе раннего развития нарушения речи проявляются отсутствием лепета, гнусавым оттенком звуков, опозданием первых слов (ребенок произносит первое слово ближе к 2,5 годам).

Основными симптомами дизартрии выступают:

Нарушение артикуляционной моторики:спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;дистония артикуляционных мышц – при речи повышенный тонус мышц сменяется гипотонией.Нарушение звукопроизношения. Выражается в разной степени. Стертая дизартрия проявляется отдельными фонетическими дефектами (искажением звуков), смазанностью речи. Более тяжелые формы дизартрии сопровождаются искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. В случаях полного паралича речевых мышц развивается немота.Нарушение речевого дыхания. Когда ребенок начинает говорить, дыхание учащается, становится прерывистым, вдох укорачивается. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.

У больных страдает фонематический анализ и дифференциация звуков. Дефицит речевого общения может вызывать отсутствие грамматического строя речи и минимизацию словарного запаса. Может отмечаться дисграфия и общее недоразвитие речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики.

Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков плохой почерк.

Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушается музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.

Виды патологии

В основе неврологической классификации болезни лежит локализация поражения и соответственный симптомокомплекс. Дизартрия бывает:

Бульбарная – поражение ядер подъязычного, лицевого, тройничного, языкоглоточного, блуждающего нерва в продолговатом мозге. Часто ей сопутствуют проблемы с глотанием.Псевдобульбарная – поражение корково-ядерных проводящих путей. Отличительным признаком ее выступает монотонность речи.Корковая – поражение зон коры головного мозга, координирующих артикуляцию. Характеризуется правильной структурой слова с неправильным произношением слогов.Мозжечковая – возникает при поражении мозжечка и отличается растянутой речью и постоянной сменой громкости.Подкорковая – поражение подкорковых ядер. Характеризуется невнятной смазанной речью, назализацией голоса.Холодовая – дефекты речи проявляются в условиях смены температуры помещения.

Существует еще логопедическая классификация, основанная на понятности речи ребенка для окружающих. Степени тяжести нарушения речи:

I степень – стертая форма дизартрии, дефекты выявляются только при специальном исследовании.II степень – речь понятна, но дефекты произношения заметны окружающим.III степень – речь ребенка понимают только родители, близкие и частично посторонние.IV степень – речь непонятна родителям или отсутствует.

Чем опасна дизартрия?

Среди осложнений заболевания можно отметить появление дисфагии и искажение слухового восприятия речи.

Тяжелых последствий для физического здоровья заболевание не несет. В будущем у ребенка с дизартрией могут возникнуть трудности с адаптацией в социуме.

Обследование детей с дизартрией

Добавить комментарий

*